Сюжеты

ВОЗРОДИТЬ ФЛОТ? УЖЕ ВОЗРОЖДАЕМ!

Этот материал вышел в № 13 от 21 Февраля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Дважды «Новая газета» выступала с критическими материалами о состоянии дел в «Совкомфлоте». Сегодня мы выполняем свое обещание и представляем иную точку зрения на деятельность компании. Все чаще власти предержащие говорят о том, что...


       
       Дважды «Новая газета» выступала с критическими материалами о состоянии дел в «Совкомфлоте». Сегодня мы выполняем свое обещание и представляем иную точку зрения на деятельность компании.
       Все чаще власти предержащие говорят о том, что российский торговый флот надо возрождать. Надо-то надо, кто спорит... Да вот только как? Оказывается, есть в России такая компания, которая знает — как. И вот уже несколько лет без всякого шума этот самый флот возрождает.

       
       Без подачек
       Доводилось ли вам бывать в российских морских торговых портах? Если да, то вряд ли вы видели там современные отечественные суда. Возраст судов в большинстве российских пароходств стремительно переваливает за пенсионный, а возможности купить новые нет: нет денег.
       «Кризис», — вздыхают отечественные судовладельцы и вновь идут в правительство с просьбой об очередной подачке «на возрождение флота». Деньги быстро закончатся, а названия этих страдальцев услышат все и по многу раз. В то же время немногие слышали про компанию, которая не только ничего не просит, но и ежегодно приносит казне миллионы долларов в виде налогов и дивидендов. Название этой компании — «Совкомфлот». Оно мало кому известно, но специалисты хорошо его знают.
       Созданный в последние годы советской эпохи, «Совкомфлот» сейчас владеет третью всего торгового флота России, причем средний возраст его судов — семь лет, то есть флот этот — один из самых молодых в мире.
       Семь лет — это значит, что принадлежащие «Совкомфлоту» суда в основном были построены в 1990-е годы, в период всеобщего кризиса и спада экономики. Несмотря на кризис, с 1990 года средний возраст судов «Совкомфлота» даже уменьшился на 15%, а общий тоннаж увеличился почти вдвое — с 1,8 млн тонн до 3,3 млн тонн. Чудо? Возможно, и так. Но только чудо чисто экономическое.
       
       История чуда
       «Совкомфлот» был создан в 1988 году, чтобы воплотить в жизнь программу обновления флота СССР. От имени нескольких пароходств компания заказала на иностранных верфях 101 судно общей стоимостью более 2,5 млрд долларов. Эту гигантскую сумму должны были выплачивать сами пароходства, для которых предназначались суда. Они получили кредиты под гарантии государства.
       Однако после развала СССР в 1991 году часть пароходств оказалась в странах СНГ и Балтии, а некоторые просто не захотели платить за суда из-за тяжелого финансового положения. Между тем суда строились, и отдавать кредиты было необходимо, иначе они пополнили бы бремя государственного долга России, включив в него и штрафные санкции на сумму $ 1,7 млрд. «Совкомфлот» нашел в себе силы не отказаться от контрактов и взял все обязательства на себя.
       Чтобы обеспечить финансирование судостроительных контрактов, «Совкомфлоту» удалось привлечь долгосрочные кредиты западных банков на стандартных условиях финансирования под залог судов. А чтобы ограничить потенциальную финансовую ответственность, была создана корпоративная структура «одна компания — одно судно» под общим управлением единого холдинга. Новые суда «Совкомфлот» сразу же запускал в коммерческую эксплуатацию, благодаря чему ему удавалось выполнять свои обязательства по кредитам в строгом соответствии с соглашениями, заключенными с банками-кредиторами. С 1990 года общие обязательства, переданные государством «Совкомфлоту», сокращены более чем в два раза из источников компании. Ежегодно на обслуживание кредитов компания направляет более $ 100 млн.
       Вот так, получив дорогие импортные суда, от которых отказались их заказчики, «Совкомфлот» не только сумел расплачиваться за них, но и начал прибыльно их эксплуатировать.
       
       Зарплата матроса — $ 1200
       В «Совкомфлоте» работают три с половиной тысячи моряков. Все они российские граждане. В портах, где проходит набор моряков для «Совкомфлота», выстраиваются огромные очереди претендентов. И не мудрено: не так уж много в России найдется компаний, где матрос регулярно получает $ 1200, а капитан — $ 3700 и больше. Ежегодно на выплату зарплаты «Совкомфлот» тратит $ 35 млн. Несложно подсчитать, сколько семей в разных концах России могут благодаря «Совкомфлоту» полноценно питаться и растить детей. Наем российских моряков — неизменный принцип компании, несмотря на то что большинство ее судов работает вдали от родных берегов.
       Суда, принадлежащие «Совкомфлоту», можно встретить в самых отдаленных уголках планеты. Чтобы вернуть огромные кредиты, фирме приходится искать наиболее выгодные контракты на международном фрахтовом рынке, и основная часть перевозимых «Совкомфлотом» грузов — иностранные. Большинство судов компании ходит под иностранными флагами — опять-таки из-за экономической целесообразности. Иностранные флаги не смущают руководство «Совкомфлота»: все его суда принадлежат России, независимо от места их регистрации. (Такой вывод недавно сделала Счетная палата, которая проверяла «Совкомфлот» по поручению депутатов Госдумы.) Руководство готово регистрировать суда под российским флагом, но в этом случае налоговый режим делает работу убыточной, чего компания, исправно выплачивающая кредиты, не может себе позволить.
       Поэтому и сегодня российские моряки на российских же судах перевозят иностранные грузы под иностранными флагами, чтобы накормить свою семью и пополнить бюджет России налогами. И то, и другое им пока что исправно удается.
       
       Как же будем возрождать?
       Выкупив суда, от которых отказались другие компании, «Совкомфлот» одним из первых в новой России окунулся в бурные воды рыночной экономики и освоил навигацию в них. То, что 100% акций «Совкомфлота» принадлежат государству, не помешало ему стать преуспевающим коммерческим предприятием. В отличие от многих своих приватизированных «коллег» он регулярно обновляет свой флот и покупает или продает суда в зависимости от потребностей рынка. За последние пять лет «Совкомфлот» продал 14 устаревших судов, вложив вырученные средства в новое строительство. В результате общее количество судов компании за эти же пять лет возросло на 6 единиц.
       Говоря о возрождении российского флота, так и хочется спросить: а почему государство должно его возрождать? Вот есть коммерческая фирма, которая сумела не только современный флот получить, но и прибыль давать государству, ничего не прося взамен... Так, может, все дело не в деньгах, а в управлении? И опыт финансовых операций на международном рынке легко может заменить дотации из бюджета, которые гораздо нужнее учителям и пенсионерам?
       Не следует забывать, что «Совкомфлот» — государственное предприятие. Его совет директоров полностью состоит из государственных чиновников, главным образом из Минтранса и Мингосимущества РФ. Они контролируют работу фирмы и задают ее направления. Вместе с тем «Совкомфлот» живет и работает в условиях рынка, поэтому доходы (читай: доходы государства) для него — главный критерий. Согласно отчету международного аудитора, в 1998 году «Совкомфлот» получил $ 5,4 млн прибыли, из которой в виде налогов и дивидендов в российскую казну было уплачено $ 4,8 млн. Несмотря на то, что большинство судов «Совкомфлота» зарегистрировано за рубежом, налогов в других государствах фирма заплатила только $ 0,2 млн.
       Доказав эффективность своей работы за границей, «Совкомфлот» уже в этом году начинает реализацию крупных проектов в России. Правительство РФ на заседании 10 февраля одобрило участие «Совкомфлота» в проекте создания Балтийской трубопроводной системы. В рамках этого проекта будет построен трубопровод, который позволит России напрямую, минуя балтийские порты, перекачивать нефть на экспорт. Сейчас перевозкой нефти на этом направлении занимаются иностранцы. «Совкомфлот» выразил готовность построить своими силами два танкера стоимостью по $55 млн каждый, чтобы экспортировать российскую нефть на Балтике. При этом руководство компании не требует ни помощи, ни государственных гарантий. Всем бы так!
       Несколько лет назад депутаты Госдумы высказывали предложение передать «Совкомфлоту» разваливающиеся российские пароходства, чтобы начать возрождение торгового флота. С тех пор экономическая стабильность «Совкомфлота» только укрепилась, чего не скажешь о многих других судоходных компаниях. А государство в лице Мингосимущества и Минтранса недавно заявило, что «Совкомфлот» должен уделять больше внимания внутрироссийскому рынку. Так, может, проверенный временем опыт, помноженный на государственный интерес, позволит наконец сдвинуть с мертвой точки процесс, о котором говорят уже далеко не первый год и который называется «возрождение торгового флота России»?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera