СюжетыОбщество

Академический театр Смутного времени

Этот материал вышел в номере № 13 от 21 Февраля 2000 г.
Читать
или Академический театр Смутного времени Строго говоря, «медведей» еще совсем недавно было трое. Многие годы само понятие Самарского академического театра драмы им. М. Горького прочно ассоциировалось с именем художественного руководителя...

или Академический театр Смутного времени

Строго говоря, «медведей» еще совсем недавно было трое. Многие годы само понятие Самарского академического театра драмы им. М. Горького прочно ассоциировалось с именем художественного руководителя П. Л. Монастырского. Из шестидесяти лет занятия режиссурой сорок он отдал самарской сцене, ведя свой театральный корабль по ориентирам классической традиции, опираясь на выверенные представления о драматургии Островского, Толстого, Леонова... Именно Петр Львович укрепил в нескольких поколениях самарцев устойчивый интерес к театральному искусству, привычку горожан ежевечерне заполнять зрительный зал.

Как и положено по сценарию конфликта отцов и детей, «экс-премьер» театра не одобряет курса нынешних лидеров — художественного руководителя Вячеслава Гвоздкова и директора Сергея Пыхтунова.

Отголоски именно этих конфликтов и стали достоянием СМИ. Между тем пока что осталось за границами внимания именно то главное и интересное, чем этот театр отличается.

Не секрет, что в общем развале изящным искусствам не удалось пополнить ряды крутых и новых русских. И приметами театральной жизни России уже стали не столько премьеры и аншлаги, фестивали и гастроли, сколько бескормица и разруха, репертуарный голод и эстетический кризис. Не удивляют сообщения, что артисты голодают, как в Геленджике, или выходят под дождем с лозунгами протеста, как в Новосибирске.

В такое время в Самарском драматическом созданы нормальные, «питательные», стабильные условия для воссоздания жизни человеческого духа. Сегодня это один из благополучных российских театров — и в организационном, и в творческом плане.

Нынешний худрук Вячеслав Гвоздков не случайно возник в поле зрения Самарского комитета по культуре. Среди фигур новой генерации он — ученик Товстоногова, постановщик талантливых спектаклей в Ростове, Ташкенте, Петербурге, странах Прибалтики и Скандинавии — уже имел репутацию одного из самых сильных и ярких представителей своей профессии. «Западник», а теперь вот осел в самой что ни на есть срединной России.

Судя по деловому почерку другого партнера этого творческого содружества, директора Сергея Пыхтунова, театру в Самаре не угрожает и стать «интендантским» (т.е. ведомым этаким доставалой-снабженцем). Вдохнувший запаха кулис в Самарском академическом смолоду, несмотря на тяжбы и трения последних лет, Сергей Николаевич и сегодня признает себя учеником прежнего художественного руководителя. Значит, к счастью, сильнее «страсти к разрывам» срабатывает притяжение корней — иначе не понять, почему ради того, чтобы подняться на капитанский мостик Самарской драмы, нынешний ее директор бросил престижный вариант работы в Москве.

Нынешнее благополучие театра невозможно было бы без деятельного участия властей области. Этот пример хочется привести к вящему назиданию, так как театр, особенно удаленный от столичных финансовых потоков, сегодня вряд ли может сам по себе быть оазисом в социальной пустыне. Театру обеспечена губернаторская дотация. Получение этой солидной суммы при любых обстоятельствах оговорено строкой в контракте Гвоздкова как художественного руководителя. Дополнительно губернатор выделяет изрядную субсидию для приобретения техники и оборудования, ремонта театрального здания. Новые же постановки оплачиваются из собственных доходов. В это почти невозможно поверить, но самоокупаемость самарского академического театра в полтора раза превышает дотацию. Используются и гибкая шкала билетных цен, и схема проката спектаклей с учетом их рейтинга.

Недавно введено еще нечто вроде финансово подкрепленного мини-«Оскара». Первым его был удостоен актер Александр Амелин за исполнение роли Ленни в спектакле «О мышах и людях» Дж. Стейнбека.

Все, что удается заработать, вкладывается в развитие: вот сочлись с приходом и расходом — и в то время, как многим внутрироссийские-то гастроли организовать не по силам, послали актеров на знаменитый международный театральный фестиваль в Авиньон. После сказочного месяца во Франции посланцы театра привезли не только радужные воспоминания, но и целую обойму хвалебных статей и рецензий.

Определяющие стратегию развития театра по собственному сценарию, худрук и директор не могут себе позволить упустить доставшийся им в наследство прежний успех у зрителей, отчего и не дают друг другу забыть, что у них — не театр «вообще», что самарские театралы воспитаны на здоровых традиционных представлениях о мере сценической условности. Гвоздков использует общепринятые сложившиеся вкусы театра и публики: приверженность к внятно изложенной человеческой истории — о житье-бытье, о земной любви, о людских взаимоотношениях... Не то чтобы самарская драма превратилась в этакую фабрику утешительных грез. Просто ее похожее на старинный кремль или терем с башенками здание на высоком берегу Волги, как прочный бастион, заслоняет души устремляющихся сюда людей от скверны, исходящей от реалий жизни. Отсюда — предпочтение драматургии простых житейских перипетий, хорошо обкатанных западных шлягеров.

Бенефисы любимых актеров — зачастую это и обращение к классике: «Старосветские помещики», «Записки сумасшедшего» Гоголя. Тем не менее в афише театра заметно прибавилось имен западных писателей: Стейнбек, Саган, Стриндберг. Это дает возможность обновить и разнообразить привычную палитру актерских средств. Наверняка в прежние времена не мог бы возникнуть такой пародийно-капустнический спектакль, как английский бестселлер «Весь Шекспир за один вечер», который обошел весь глобус и не миновал Самару, вписав ее тем самым в мировой театральный контекст.

«Фирменный стиль» Самарского драматического, безусловно, определяется спектаклями, поставленными самим Вячеславом Гвоздковым. Например, «Король. Дама. Валет» по В. Набокову. Завораживающее напряженным внутренним ритмом зрелище, это спектакль с мерцающим психологическим подтекстом, где в атмосфере действия Гвоздкову виртуозно удалось воссоздать аромат письма Набокова.

Здоровое честолюбие связки Гвоздков — Пыхтунов ускорило отсчет театрального времени: одна премьера следует за другой, по шесть-семь постановок в сезон.

Но почему бы это Самарскому театру драмы им. М. Горького сегодня не спешить жить? Ведь захватывающе интересно реализовывать творческие амбиции там, где нет такого большого скопления маргиналов, как ныне в столицах!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow