Сюжеты

А НЕ ЗАМАХНУТЬСЯ ЛИ НАМ НА СТАРИКА ШИЛЛЕРА?

Этот материал вышел в № 14 от 24 Февраля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

— Вы не читали Хемингуэя? Замечательный роман, только не помню автора! — от этой блистательной реплики Андрея Миронова в свое время заходился в хохоте московский зритель. Я совсем недавно стал пробовать эту шуточку на представителях...


       
       — Вы не читали Хемингуэя? Замечательный роман, только не помню автора! — от этой блистательной реплики Андрея Миронова в свое время заходился в хохоте московский зритель. Я совсем недавно стал пробовать эту шуточку на представителях молодого поколения, энергично шагающего нам на смену. Результат оказался почти пугающим. Значительная часть респондентов не улыбнулась вовсе. Треть улыбнулась, но как-то не очень уверенно. Смеялись единицы. Двое честно пообещали прочитать роман с таким сложным, но чарующим названием.
       Это к вопросу о культуре. Вот в этой области мы как раз стремительно догоняем американцев, особенно тех, кто искренне считает, что Антон Чехов — это скорее всего главарь русской мафии из последнего голливудского боевика.
       Особая беда с театрами. Стоит только завести разговор на эту тему с чиновниками Министерства культуры, глаза их становятся трагично-скучными, и ты сразу чувствуешь себя неудобно, будто неуклюже затронул вопрос о недавно умершем родственнике. Постепенно становится куда важнее не проспать тусовку где-нибудь в Нью-Йорке, чем осведомиться о театральном репертуаре.
       Актеры бедствуют, зритель, если он есть, скучает, режиссеры находятся в перманентном творческом кризисе, изредка сменяющимся депрессиями, модерновые закидоны и прибамбасы выручают все меньше и меньше. Денег, разумеется, нет. Некоторым кажется, что остаются два пути — либо до пенсии взывать к совести государства, что по меньшей мере абсурдно, учитывая, что совесть стоит искать где-нибудь в другом месте, либо ставить чисто конкретные спектакли для чисто конкретных зрителей, и тогда цену на билеты можно было бы задрать раз в десять. Последний путь, понятно, безнравствен.
       На фоне всеобщего солидарного уныния, однако, у кого-то что-то получается. У некоторых даже случаются аншлаги. У некоторых театров даже спрашивают лишний билетик. Так что не все погибло под обломками «тусовки в Нью-Йорке».
       В театральных кругах не без зависти говорят о «Современнике» и о везучей Галине Волчек, у которой есть солидные спонсоры и которая позволяет себе ставить роскошные спектакли. О временах, когда не было никаких спонсоров, а эти спектакли все равно оставались роскошными по своей сути и таланту, почему-то вспоминают реже. Но что и говорить, судьба «Современника», с успехом сыгравшего на Бродвее и продолжающего ставить аншлаговые спектакли в России, действительно представляется счастливой. Особенно на фоне других корабликов, мечущихся в неспокойном постперестроечном море.
       «Современник» продолжает удивлять премьерами. Еще не улегся вполне здоровый и заслуженный ажиотаж вокруг «Трех товарищей» Ремарка. Он был поставлен, когда уже действовало генеральное соглашение между «Современником» и Росбанком. И вот на очереди новая сенсация. 1 марта московские почитатели «Современника» смогут увидеть «Марию Стюарт» Фридриха Шиллера. Свою версию знаменитой трагедии Шиллера предложит литовский режиссер Римас Туминас, назвавший ее «Играем... Шиллера!». Первая весенняя премьера «Современника» обещает стать большим событием. Не только потому, что имя Туминаса известно театралам практически во всем мире. В спектакле, воссоздающем события далекой британской истории, из которой можно извлечь весьма полезные уроки в сегодняшней ситуации, играют Марина Неелова, Елена Яковлева, Игорь Кваша, Михаил Жигалов.
       Что особенно приятно, персонажам пьесы не придется бродить по сцене в современных костюмах, прикрывая фиговой модерновой идеей отсутствие средств на костюмный спектакль. Между тем костюмная историческая постановка стоит немалых денег, особенно по нынешним временам. К счастью, в данном случае режиссер может заниматься своим прямым делом и не мучиться вопросом, как бы приодеть актеров. Генеральное соглашение, подписанное между «Современником» и Росбанком, предусматривают постоянное перечисление благотворительных средств для осуществления новых постановок театра. А это значит, что денег хватит не только на костюмы, но и на укрепление материально-технической базы театра в целом. Выделяет банк деньги также и на то, чтобы цены на билеты оставались на доступном для широкого круга театральных зрителей уровне. И наши арбатские старушки, не сильно обремененные государственной заботой, смогут, как в давние времена, ходить в настоящий театр на настоящий спектакль.
       Сам по себе факт сотрудничества театра и банка радостен уже потому, что событие это знаковое. И значит оно, что в стране что-то медленно начинает идти на поправку. Пусть медленно. Пусть пока не наберется и десятка таких банков, которые задумались бы о завтрашнем дне собственной страны. Главное ведь, чтобы кто-то начал процесс. Главное, чтобы процесс, как говорил Михаил Сергеевич, пошел.
       Когда говорят, что Галине Волчек и «Современнику» повезло со спонсорами, это и так и не так. Так, потому что спонсоров в стране, особенно театральных, кот наплакал. Не так, потому что еще неизвестно, кому именно повезло. Деньги, конечно, многое решают. Но войти в российскую историю навечно, связав свое имя с театром, который лет через тридцать в энциклопедиях будут называть «великим», тоже в чем-то везение. Не так, еще и потому, что никакого «случайного везения» в жизни просто не бывает. Вся история «Современника» — история сплетения талантов и бешеной работы, история, полная драм и успехов. Усматривать случайность в том, что достойный театр и достойный банк однажды встретили друг друга, вряд ли стоит. Хотя многочисленные «доброжелатели» ее, конечно, усмотрят. Особенно из театральных критиков, которых Галина Волчек однажды неосторожно определила как «первую мафию, организованную в нашей стране».
       Но это все второстепенно. Главное, что дело делается. И, возможно, мы уже не услышим вопрос:
       — Вы смотрели Шиллера? Замечательная пьеса, только не помню автора!
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera