Сюжеты

БОРЬБА ПРОТИВ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ЛЮБВИ

Этот материал вышел в № 15 от 28 Февраля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Комментарий к результатам Берлинского международного кинофестиваля Программа фестиваля этого сезона была очень сильной по именам — причем в результате по именам оказалась все-таки несколько выразительней, чем по художественному результату....


Комментарий к результатам Берлинского международного кинофестиваля
       

   
       Программа фестиваля этого сезона была очень сильной по именам — причем в результате по именам оказалась все-таки несколько выразительней, чем по художественному результату. Но этот результат «делается на небесах» — с высоты первого в 2000 году кинофестиваля группы «А» с очевидностью можно констатировать: кинопроцесс зависит не столько от отдельных авторских усилий, сколько от общего «расположения звезд» — то есть от ведущей исторической идеи, социальных стратегий, степени накопления художественных намерений. Фильмы-призеры — разные. Но объединяющую тему можно обнаружить, и ее прекрасно сформулировал обладатель «Золотого медведя» Пол Томас Андерсон (говоря о своем фильме): «...борьба против недостаточности любви к нам и против превосходства необъяснимых событий над нами». В картине Андерсона (стремительно восходящей звезды американского независимого кино) «Магнолия» эта проблема заявлена с максимальной для фестивальной программы откровенностью, драматургической изобретательностью, иронией и актерским эстетизмом — и фильм сразу стал фаворитом широкой зрительской аудитории и журналистов. Большое жюри всего лишь не стало исключением.
       В составлении «призового орнамента» жюри и дальше проявило бесхитростность, отдавая предпочтение очевидным фаворитам в своих «весовых категориях». Гран-при жюри — «Серебряного медведя» — получила картина известного китайца Чжана Имоу «Дорога домой». Она, как и ожидалось аудиторией, продемонстрировала тонкие цветовые решения. Простая история (юная сельская девушка влюбляется в молодого учителя, а он — в нее, и им надо только как-то высказать друг другу свои чувства) практически «ткется» на «драгоценном шелку» пленки Фьюджи: пейзажи кажутся написанными акварелью (причем, возможно, тысячелетие назад...), а чистые краски одежды героини (алые, розовые) смотрятся отчасти магическим «прорывом» в другую художественную систему — скажем, от живописи к музыке. То есть фильм в целом оказывается «песней, пропетой по ткани», — чисто китайская затея.
       Чжан Имоу получал награду из рук Гон Ли, своей бывшей супруги, председателя жюри и символа современного китайского кино. Ее «фарфоровая» красота меланхолично светилась с рекламных плакатов фирмы «Л'Ореаль».
       Еще одним фестивальным лицом «Л'Ореаль» была Мила Йовович, сыгравшая центральную роль в фильме Вима Вендерса «Отель «Миллион долларов», который получил специальный приз жюри. Йовович на плакатах окрасили в авангардные тона (фиолетовую гамму), — после футуристического «Пятого элемента» актриса молниеносно превратилась в косметический и имиджевый фетиш юного «кислотного» поколения. Фильм Вендерса лишь укрепит такой ее статус. В «Отеле...» Йовович играет тихоню-психопатку, которая считает себя инопланетянкой и просиживает бомжеватые штаны в книжной лавке, выбирая из литературной свалки тексты типа «Ста лет одиночества». Эта девица живет в чахлом отеле с ироничным названием «Миллион долларов», небольшое здание которого застряло в шеренге банковских небоскребов (дело происходит в Лос-Анджелес в 2001 году). В отеле идет следствие по поводу убийства (или самоубийства), но оно не в силах пробраться сквозь дымчатую завесу полусонного существования жильцов, увлеченных своими навязчивыми идеями.
       Несмотря на то, что работа слегка разочаровала поклонников Вендерса, она смотрится идеальным воплощением фестивальной интонации этого сезона. Фильм снят в «высокоцифровой» технологии (HDTV), что придает изображению на экране новый эффект большей близости к зрителю. Реальный город смотрится футуристической «желеобразной» средой, чья фактура (плотность воздуха, освещение, краски, контуры) находится в загадочной прямой зависимости от поведения людей.
       Приз за лучшую режиссуру в виде «Серебряного медведя» получил «европеец с американским лицом» — Милош Форман — за фильм «Человек на Луне». Форман, современный киноклассик и «человек 68-го года», снял фильм о калифорнийском комике Энди Кауфмане, который взлетел на актерский небосклон в 70-е и рано ушел из жизни, молниеносно сгорев от рака. Кауфмана играет Джим Керри, современная суперзвезда американского комедийного мира. Форман поставил перед собой и актером задачу, крайне сложную для исполнения: показать, как клоун отказывается быть смешным в своем маниакальном стремлении делать смех «свежим» и свободным от обожаемых аудиторией приемов и приемчиков. Герои, отстаивающие в своем крайнем индивидуализме радикальную свободу личности, типичны для Формана.
       Если в «Человеке на Луне» эта тема заявлена в театрализованном ключе, то в картине «Легенды Риты» другого современного классика, Фолькера Шлендорфа, она разработана в жестко социальной манере. Фильм «Легенды Риты» получил приз «Голубой ангел» за лучшую европейскую картину. Шлендорф, известный изысканными лентами, сделал на этот раз фильм в стилистике почти документальной, напоминающей телевизионный очерк, — мизансцены несложные, герои лишены специфической актерской выразительности. Фильм рассказывает о западногерманской террористке, принявшей предложение гэдээровских комитетчиков переехать на восточную территорию и «жить жизнью простой рабочей женщины» — это акция позволит ей избежать суда и, возможно, казни на родине. Получив от «Штази» легенду, она знакомится на фабрике с девушкой, которую природный анархизм выталкивает из окружающего социума. То есть история «кривого зеркала». Для первой героини терроризм имеет твердую идеологическую основу — западное общество нужно подрывать изнутри, поскольку оно изначально несправедливо; восточное общество основано на равенстве, поэтому оно имеет справедливое будущее. Для второй героини, выросшей в фальшивом социуме, не существует никаких идей, кроме собственного радикализма. Первая героиня свободна, потому что она привыкла жить в мире собственных решений. Вторая даже не осознает собственной ограниченности. Падение Берлинской стены уничтожает их обеих. Обе актрисы — Бибиана Биглау и Надя Ухль — получили «Серебряных медведей» за главные женские роли.
       Кстати, новый фестивальный комплекс расположился на пустыре в непосредственной близости от бывшей стены — в районе Бранденбургских ворот.
       
       P.S.
       50-й юбилейный Берлинале стал знаком глубинных революционных преобразований. Событие планетарного масштаба — культурное и культовое — во многом изменило вектор всего фестивального движения, представление о моде на кино в новом веке, о зрителе кинематографа хай-техно. Размеры газетной статьи не позволяют отразить масштаб этого «парада-алле» мирового кино, все перипетии мегафестиваля. В ближайших номерах мы непременно вернемся к наиболее ярким подробностям Берлинале-2000, не забыв, конечно, и о «русской коллекции», представленной в разных программах форума.

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera