СюжетыОбщество

ЗАПРЕЩЕНО ВСЕ, ЧТО НЕ РАЗРЕШЕНО

Этот материал вышел в номере № 16 от 02 Марта 2000 г.
Читать
ЦИК знает, что хочет, но не знает, как это сделать Центризбирком, упорно пытавшийся в ходе парламентских выборов отнять у СМИ право на агитацию, в ходе предвыборной президентской гонки готов пойти еще дальше — запретить любые призывы к...

ЦИК знает, что хочет, но не знает, как это сделать

Центризбирком, упорно пытавшийся в ходе парламентских выборов отнять у СМИ право на агитацию, в ходе предвыборной президентской гонки готов пойти еще дальше — запретить любые призывы к нехождению на выборы или голосованию «против всех». Об этом весьма недвусмысленно заявил на семинаре «Роль СМИ в избирательной кампании по выборам президента РФ», проведенном в этот вторник ЦИКом и Международным фондом избирательных систем, член ЦИК Сергей Большаков.

На вопросы журналистов, почему, по какому закону или правоприменительному документу сформулирован столь категоричный запрет, Сергей Владимирович ответил весьма конкретно: «Я так вижу!» Большаков, правда, оговорился, что пока это его позиция, а ЦИК будет заниматься этим вопросом, учитывая, «кто это делает, как и когда».

Что ж, не привыкать. Александр Вешняков видит так, что ни одно издание, телерадиоканал, ни один журналист в течение всех месяцев перед выборами слова не может сказать «за» или «против» какого-нибудь кандидата вне рамок отведенной и оплаченной рекламной площади или эфирного времени. Видит так и не собирается замечать, что, согласно закону о выборах, пресса не попадает в разряд субъектов, коим агитация запрещена. Сергей Большаков теперь видит так, что пресса не имеет права призывать граждан не участвовать в голосовании или голосовать против всех. И аргументы в поддержку собственной позиции приводит фантастические: мол, в законе сказано, что можно агитировать «за» или «против» кандидата, но ничего не сказано о праве агитировать «против всех».

«А в отличие от Гражданского кодекса, где все, что не запрещено, то разрешено, в Административном праве, напротив, что не разрешено, то запрещено!» — сделал фантастический вывод г-н Большаков.

Справедливости ради стоит отметить, что необходимость разбираться с законностью агитации «против всех» у избиркома в лице г-на Большакова энтузиазма не вызвала. Чувствовалось желание обстрагироваться от явно усиливающегося давления Кремля, бьющегося ныне за каждый голос, и вплотную заняться темой правоприменительного толкования проблемы лишь в случае ее массового характера. Будет «против всех» звучать со всех каналов, тогда и посмотрим...

К не менее любопытным постулатам работы ЦИК со средствами информации в предвыборный период можно отнести и пояснение г-на Большакова, что некоторые приведенные журналистами на семинаре примеры досрочной предвыборной агитации ЦИК разбирать не будут на том основании, что «я сам этого не видел, а заявлений по этому поводу в ЦИК не поступало». Но под разбирательство попадет одна из программ «Воен ТВ», которая имела несчастье попасть на глаза телезрителю Большакову.

Член избиркома подтвердил, что ЦИК будет рассматривать нарушения СМИ правил предвыборной агитации в двух случаях — если есть официально оформленное заявление или если это видели сами члены ЦИК. Так что печатные и электронные средства информации вполне могут почувствовать себя в роли автомобилистов, едущих на хорошей скорости. Не попался на глаза гибдэдэшнику — свободен!

По мнению ЦИКа, озвученному г-ном Большаковым, агитация агитации рознь, тем более досрочной. Путин по всем телеканалам круглые сутки — это не агитация. Избирательные ограничения не должны мешать осуществлению полномочий. И Титов, говорящий не о выборах, а о проблемах Самарской области, — это не агитация. А Явлинский, обсуждающий в программе Сванидзе тему Чечни, — уже агитация. Где та, видная лишь избиркому, грань, отделяющая «неагитацию» от «агитации», г-н Большаков не пояснил.

Думайте сами, решайте сами! Вы — СМИ, субъекты права. Решения на вашей совести. А что не так — встретимся в суде! Если, конечно, попадетесь избиркому на глаза!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow