Сюжеты

ЛЮБОВЬ В ТРЕХ АКТАХ

Этот материал вышел в № 16 от 02 Марта 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Калифорнийская сюита» Нила Саймона. Режиссер: Николай Пинигин. Продюсер: Натан Слезингер. «Калифорнийская сюита» — три одноактные пьесы, объединенные в самом прямом смысле слова единством места: все происходит в двухместном номере...


       
       «Калифорнийская сюита» Нила Саймона.
       Режиссер: Николай Пинигин.
       Продюсер: Натан Слезингер.

   
       «Калифорнийская сюита» — три одноактные пьесы, объединенные в самом прямом смысле слова единством места: все происходит в двухместном номере (по-английски это называется «suit») пятизвездного отеля.
       И хотя за три акта перед глазами проходят три пары героев, актеров в спектакле двое — Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. Если, конечно, не считать Варвару Владимирову, весьма остроумно играющую в третьем сюжете роль проститутки. У Владимировой не то что ни одного слова, у нее по тексту даже ни одного шага по сцене: спит себе человек на кровати после трудовой да еще и пьяной ночи и никак не может проснуться. А остроумие можно, оказывается, сыграть одной только переменой поз — эротических даже в бесчувственном теле. (Как утверждают в русском народе, мастерство не пропьешь.)
       Три пьесы — три жанра.
       Вариант номер раз — психологическая мелодрама.
       Некто, живущий в этом городке, приходит в отель к своей бывшей жене, которая прилетела из Нью-Йорка, потому что их семнадцатилетняя дочь отказывается возвращаться от отца к матери: приехала на каникулы, а заявила, что останется.
       Вроде бы совсем чужие люди. У него уже давний роман «с трогательной девушкой», у нее — своя жизнь («У кого, у меня роман?! В моем возрасте?.. У меня — любовник»).
       Но почему с «трогательной девушкой» говорить ему не так интересно, как с этой умной и старой стервой, живущей ценностями газетного рынка? И почему они оба все эти годы продолжают следить (почти шпионить) друг за другом, почему, обжегшись друг на друге, только и делают, что дуют на ту же воду?
       И из-за чего нам кажется, что вот еще полслова — и они бросятся друг к другу в объятия?
       Второй сюжет — гротеск с подтекстом. Ситуация, почти зеркальная первой. Кажется, что эта пьеса про то, как будет вести себя актриса вечером, когда не получит «Оскара» (сыгравшая в девяти шекспировских пьесах и безуспешно номинированная за тошнотворную комедию). И напивается, и на банкете блюет на кого-то из жюри. Только не из-за ревности к чужой славе, а из-за мужа-бисексуала, успевшего на церемонии награждения закрутить роман с молодым актером.
       Третий сюжет — стопроцентный фарс: добропорядочная еврейская пара плюс проститутка в его постели.
       Так о чем же спектакль?
       О невозможном — о любви, принимающей высшую изо всех мыслимых форм: о любви как о прощении. О любви, которая не может не сбыться, даже когда не сбывается. О любви как о превозможении несчастья.
       ...Никак не могу отделаться от ощущения, что смотрю не американскую пьесу, а вампиловские «Провинциальные анекдоты». И готов держать пари, что Нил Саймон видел их именно в постановке московского «Современника».
       
       Спектакль БДТ на сцене московского Театра эстрады, 6-7 марта, 19 ч.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera