Сюжеты

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ПРИРОДЫ

Этот материал вышел в № 16 от 02 Марта 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В Российской Академии художеств открылась выставка двух живописцев — Андрея Тутунова и Афанасия Осипова. Ровесники, они сидели за одной партой в Московской художественной школе, потом вместе учились в Суриковском институте. Тутунов остался...


       

  
       В Российской Академии художеств открылась выставка двух живописцев — Андрея Тутунова и Афанасия Осипова. Ровесники, они сидели за одной партой в Московской художественной школе, потом вместе учились в Суриковском институте. Тутунов остался в Москве, Осипов уехал на родину в Якутию. Через пятьдесят лет два пейзажиста встретились в залах Академии.
       И голос Пушкина
       был над землею слышен.
       И птицы Лермонтова
       пели у воды.
       И встретил камень я.
       Был камень неподвижен.
       И проступал в нем лик
       Сковороды,

       — писал Заболоцкий.
       Момент высшего напряжения природы, полного ее единения с человеком увидели и запечатлели оба художника.
       «И трав вечерних пенье, и речь воды, и камня мертвый крик». Впрочем, реалистическую живопись пересказывать словами всего труднее...
       В России реалистические традиции продолжаются. Кто-то на вернисаже сказал, что Осипов рисует по принципу «что вижу, то пою». Что ж плохого? Не побывав ни разу в Якутии, не могу судить, как соотносятся его полотна с натурой.
       Но приокское Подмосковье, среднюю полосу России я знаю. И интересно видеть на полотнах Тутунова знакомые места: они очень изменяются...
       На пейзажах Тутунова больше пришлись по сердцу темные деревья, серый ветер, мрачное небо, время перемен, перелома, может быть, от лета к осени — не знаю, но возле таких полотен становится тревожно.
       Лунный свет, гроза, сполохи придают удивительный вид старым русским городам на полотнах. Когда смотришь на его Торжок, Суздаль, Борисоглебск, Переяславль-Залесский, то кажется, попадаешь лет на 700 назад. Все меняется — постройки, пейзаж, даже рельеф местности, но небо, сполохи, облака, звезды те же, что видели наши предки во времена Батыя.
       Афанасий Осипов пишет Север — его пейзажи, его люди живут в полном согласии с природой и заветами предков. «Звенящая тишина», «Большие облака, синие озера» — название его работ...
       Подробности — в залах Академии на полотнах.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera