СюжетыОбщество

ЗДРАВСТВУЙ, МИЛАЯ КАРТОШКА!

Этот материал вышел в номере № 16 от 02 Марта 2000 г.
Читать
Недавно моей замученной несвоевременными выплатами филологической подруге устроили собеседование в крупнейшей компании. Начальник отдела логистики, по-западному вежливый джентльмен, усадил ее в кресло, налил кофе и долго так он говорил: «В...

Недавно моей замученной несвоевременными выплатами филологической подруге устроили собеседование в крупнейшей компании. Начальник отдела логистики, по-западному вежливый джентльмен, усадил ее в кресло, налил кофе и долго так он говорил: «В консалтинговых связях огромное будущее. А как вы есть специалист логистики, то сами знаете, какое значение имеет толлинг». «Вам, наверное, сказали, что я не русская?» — неожиданно спросила она. «Ну как... — растерялся он. — В общем... почему вы об этом заговорили?» — «А чего вы со мной не по-русски разговариваете?» Тут он легко рассмеялся и быстренько объяснил, что такое логистика, консалтинговые связи и толлинг. И она, представьте, поняла. Нет ничего недоступного для интеллекта человека пусть даже и с бесполезным филологическим образованием.

Растолковать «по-человечески» действительно можно все, что угодно, даже слово «экзистенциальный». Ежели далекому, скажем, от астрономии человеку объяснить, что такое двойные звезды, — поймет ведь. Как пить дать — поймет! Если, конечно, астроном не станет прибегать к супертерминам.

Как правило, ведущие политических и особенно экономических программ, увлекаясь супертерминами и упиваясь собственной осведомленностью, напрочь забывают о тех, ради кого, собственно, снимаются передачи. То есть — о зрителях.

На этом фоне приятным исключением выглядит новая программа RENTV — «Большая политика». Вроде бы само название способно испугать — раз большая политика, значит, и тексты «большие», непонятные и авторы наверняка сделают все, чтобы «образованность свою показать». Опять же — не думая о зрителях. Однако опасения оказались напрасными. Никаких супертерминов и загадочных выражений — все просто и понятно: цены на водку поднялись, Стародубцев говорит, что все это происки злобных западников, жизнерадостная бабуля сообщает, что пить русский народ будет так, как пил раньше. Для пущей наглядности ведущий Николай Петров рисует на прозрачном стекле, из-за которого и выглядывает в экран ироничным и доверительным взглядом, всякие забавные картинки. Наглядно объясняя, чей рейтинг поднялся и чей опустился, чертит стрелочки. Кружочки разные симпатичные.

Все это симпатично еще и потому, что съемочная группа, корреспонденты, да и сам ведущий — люди весьма молодые (даже странно было услышать от ведущего, что он помнит цены на водку во времена Андропова. Судя по тому, как он выглядит, он во времена Андропова должен был быть еще пионером и печь картошку у костра в пионерлагере). А ведь молодой российской журналистике ныне свойственно напускать туманных терминов, хвастаться всякими напонятными выражениями, запутывая и запугивая своих зрителей и читателей. («Читаю профессора Сорбонны Андрея Синявского — ну все понимаю! Читаю студентку второго курса журналистики Н. — ну ни хрена не понимаю!» — жаловался кто-то из моих умных знакомых.)

Наконец-то политическое телевидение перестает бояться простоты. А там и зритель поймет, что ничего суперсложного ни в «большой политике», ни в «большой экономике» нет. В конце концов Чапаев разрабатывал гениальные стратегические планы, не имея особой оснастки, пользуясь только головой и обыкновенной картошкой.

Н. К

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow