Сюжеты

АВИАМОТОРОСТРОЕНИЕ: ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОЛОСУЕТ «ЗА»

Этот материал вышел в № 17 от 06 Марта 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В конце февраля вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов и глава Рос-авиакосмоса Юрий Коптев посетили АО «Пермские моторы». Независимые наблюдатели ожидали их визит с огромным нетерпением и тревогой: в ходе этой поездки должна была...


       
       В конце февраля вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов и глава Рос-авиакосмоса Юрий Коптев посетили АО «Пермские моторы». Независимые наблюдатели ожидали их визит с огромным нетерпением и тревогой: в ходе этой поездки должна была наконец решиться судьба авиамоторостроительного комплекса России, дальнейшее развитие которого в последние два месяца активно дискутировалось на самых различных уровнях. Результаты переговоров в Перми превзошли все ожидания — представители правительства заявили, что государство заинтересовано в сохранении за авиапредприятиями их профильной ориентации
       
       Напомним предысторию вопроса. В январе нынешнего года заместитель председателя правления РАО «Газпром» П. Родионов направил вице-премьеру РФ И. Клебанову официальное письмо, в котором предложил без какой-либо конкурсной основы и безвозмездно передать госпакеты акций четырех ведущих авиамоторостроительных предприятий — «Пермских моторов» (14,25%), «Авиадвигателя» (20,4%), НПО «Искра» (51%) и «Рыбинских моторов» (37%) — в доверительное управление ФПГ «Компомаш». В свою очередь 25% акций этой ФПГ предлагалось передать самому Газпрому, и без того контролирующему 32% «Компомаша» через свои аффилированные структуры.
       Высокопоставленный работник РАО мотивировал целесообразность этой процедуры тем, что Газпром якобы уже инвестировал в «газовую» тематику названных предприятий — в создание газотурбинных установок и газоперекачивающих агрегатов, технология разработки которых аналогична авиамоторной, — большие средства. Потребность Газпрома составляет 100 ГТУ и 45 ГПА в год, так что заказы РАО, по мнению П. Родионова, загрузили бы простаивающие авиапредприятия не меньше чем на 10 лет.
       Действительно, сегодня в условиях отсутствия стабильного госзаказа на авиационные и ракетные двигатели около 50% мощностей уральских предприятий ориентированы на «газовую» тематику. Газпром, заинтересованный в дальнейшей «газификации» отечественных авиамоторостроителей, фактически пожелал обрести полный контроль над этой отраслью. Ситуация требовала продуманного подхода и взвешенного анализа, правительство решило разобраться со всеми «за» и «против» на месте, поэтому, собственно, делегация во главе с вице-премьером и вылетела в Пермь.
       Результаты переговоров показали, что правительство не намерено идти на поводу у желаний естественного монополиста. Илья Клебанов категорически заявил: «Схемы Газпрома очень откровенны, но неинтересны, и госпакетов он не получит». Вице-премьера поддержал генеральный директор РАКа Ю. Коптев: «Такими сложными стратегическими предприятиями должны управлять профессионалы, а запросы Газпрома носят сезонный характер». Глава Росавиакосмоса подчеркнул, что вопрос усиления влияния Газпрома на «Пермские моторы» и аналогичные предприятия будет решаться в рамках реального участия в инвестиционном процессе.
       По мнению правительственных экспертов, предложения Газпрома носили исключительно административный характер и не содержали ни технико-экономического обоснования, ни перечня обязательств Газпрома перед государством. Видимо, подразумевалось, что наращивание работ по «газовой» тематике и поддержка тематики авиационной сегодня по силам лишь гиганту Газпрому, так что, мол, вопрос яснее ясного. Однако анализ взаимоотношений предприятий пермского куста и РАО показал, что не все в них столь гладко, как хотелось бы.
       Работа по профилю Газ-прома требует инвестиций — по разным оценкам, в том числе газпромовским, от 50 до 100 млн долларов. Представители Газпрома утверждают, что РАО выделило уральским предприятиям 258 млн руб. в виде трехлетнего беспроцентного займа — меньше 10 млн долларов. Однако реальность такова, что даже эти деньги до пермяков так и не дошли. Более того, РАО до сих пор не реализовало свое обещание об увеличении объема заказов «Пермским моторам» до 2 млрд руб., данное на совещании правительства 18 ноября 1998 года. Оплата заказов за 1999 г. составила всего 350 млн руб. — в 6 раз меньше обещанного, при этом задолженность по уже отгруженной продукции достигла 90 млн рублей. Доля денежных средств в оплате снизилась с обещанных 40% до 27%. Фактически получается, что не Газпром обеспечивал пермские предприятия своими заказами, а «Пермские моторы» кредитовали всемогущее РАО своей продукцией.
       Что же касается реальных инвестиций, о которых говорил Ю. Коптев, то они есть. Американская корпорация United Technologies и ее дочерняя компания Pratt & Whitney уже вложили в развитие авиатематики пермских предприятий около 38 млн долларов и планируют довести эту сумму до 120 млн долларов. В ближайших совместных планах UT и группы «Интеррос» — основного акционера «Пермских моторов» — реализация программы по производству усовершенствованного авиадвигателя ПС-90А2. В 2000 г. по сравнению с прошлым годом планируется значительно увеличить поставки авиадвигателей. Кроме того, американская сторона выразила желание участвовать в научных разработках новой авиационной и космической техники «Пермских моторов» и НПО «Искра».
       По имеющейся информации, сегодня в Росавиакосмосе интенсивно прорабатываются предложения, альтернативные газпромовским. Например, одно из них предполагает создание под контролем государства «Пермского центра двигателе-строения» — современной моторостроительной корпорации, акционерами которой могли бы стать Газпром, «Пермские моторы», «Интеррос», федеральные и региональные власти, а также предприятия и компании, заинтересованные в продукции центра. Авторы идеи полагают, что в этом случае уральским предприятиям не грозит перепрофилирование, а России — потеря одной из важнейших отраслей ВПК, гордости российских высоких технологий.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera