Сюжеты

АВИАМОТОРОСТРОЕНИЕ: ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОЛОСУЕТ «ЗА»

Этот материал вышел в № 17 от 06 Марта 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В конце февраля вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов и глава Рос-авиакосмоса Юрий Коптев посетили АО «Пермские моторы». Независимые наблюдатели ожидали их визит с огромным нетерпением и тревогой: в ходе этой поездки должна была...


       
       В конце февраля вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов и глава Рос-авиакосмоса Юрий Коптев посетили АО «Пермские моторы». Независимые наблюдатели ожидали их визит с огромным нетерпением и тревогой: в ходе этой поездки должна была наконец решиться судьба авиамоторостроительного комплекса России, дальнейшее развитие которого в последние два месяца активно дискутировалось на самых различных уровнях. Результаты переговоров в Перми превзошли все ожидания — представители правительства заявили, что государство заинтересовано в сохранении за авиапредприятиями их профильной ориентации
       
       Напомним предысторию вопроса. В январе нынешнего года заместитель председателя правления РАО «Газпром» П. Родионов направил вице-премьеру РФ И. Клебанову официальное письмо, в котором предложил без какой-либо конкурсной основы и безвозмездно передать госпакеты акций четырех ведущих авиамоторостроительных предприятий — «Пермских моторов» (14,25%), «Авиадвигателя» (20,4%), НПО «Искра» (51%) и «Рыбинских моторов» (37%) — в доверительное управление ФПГ «Компомаш». В свою очередь 25% акций этой ФПГ предлагалось передать самому Газпрому, и без того контролирующему 32% «Компомаша» через свои аффилированные структуры.
       Высокопоставленный работник РАО мотивировал целесообразность этой процедуры тем, что Газпром якобы уже инвестировал в «газовую» тематику названных предприятий — в создание газотурбинных установок и газоперекачивающих агрегатов, технология разработки которых аналогична авиамоторной, — большие средства. Потребность Газпрома составляет 100 ГТУ и 45 ГПА в год, так что заказы РАО, по мнению П. Родионова, загрузили бы простаивающие авиапредприятия не меньше чем на 10 лет.
       Действительно, сегодня в условиях отсутствия стабильного госзаказа на авиационные и ракетные двигатели около 50% мощностей уральских предприятий ориентированы на «газовую» тематику. Газпром, заинтересованный в дальнейшей «газификации» отечественных авиамоторостроителей, фактически пожелал обрести полный контроль над этой отраслью. Ситуация требовала продуманного подхода и взвешенного анализа, правительство решило разобраться со всеми «за» и «против» на месте, поэтому, собственно, делегация во главе с вице-премьером и вылетела в Пермь.
       Результаты переговоров показали, что правительство не намерено идти на поводу у желаний естественного монополиста. Илья Клебанов категорически заявил: «Схемы Газпрома очень откровенны, но неинтересны, и госпакетов он не получит». Вице-премьера поддержал генеральный директор РАКа Ю. Коптев: «Такими сложными стратегическими предприятиями должны управлять профессионалы, а запросы Газпрома носят сезонный характер». Глава Росавиакосмоса подчеркнул, что вопрос усиления влияния Газпрома на «Пермские моторы» и аналогичные предприятия будет решаться в рамках реального участия в инвестиционном процессе.
       По мнению правительственных экспертов, предложения Газпрома носили исключительно административный характер и не содержали ни технико-экономического обоснования, ни перечня обязательств Газпрома перед государством. Видимо, подразумевалось, что наращивание работ по «газовой» тематике и поддержка тематики авиационной сегодня по силам лишь гиганту Газпрому, так что, мол, вопрос яснее ясного. Однако анализ взаимоотношений предприятий пермского куста и РАО показал, что не все в них столь гладко, как хотелось бы.
       Работа по профилю Газ-прома требует инвестиций — по разным оценкам, в том числе газпромовским, от 50 до 100 млн долларов. Представители Газпрома утверждают, что РАО выделило уральским предприятиям 258 млн руб. в виде трехлетнего беспроцентного займа — меньше 10 млн долларов. Однако реальность такова, что даже эти деньги до пермяков так и не дошли. Более того, РАО до сих пор не реализовало свое обещание об увеличении объема заказов «Пермским моторам» до 2 млрд руб., данное на совещании правительства 18 ноября 1998 года. Оплата заказов за 1999 г. составила всего 350 млн руб. — в 6 раз меньше обещанного, при этом задолженность по уже отгруженной продукции достигла 90 млн рублей. Доля денежных средств в оплате снизилась с обещанных 40% до 27%. Фактически получается, что не Газпром обеспечивал пермские предприятия своими заказами, а «Пермские моторы» кредитовали всемогущее РАО своей продукцией.
       Что же касается реальных инвестиций, о которых говорил Ю. Коптев, то они есть. Американская корпорация United Technologies и ее дочерняя компания Pratt & Whitney уже вложили в развитие авиатематики пермских предприятий около 38 млн долларов и планируют довести эту сумму до 120 млн долларов. В ближайших совместных планах UT и группы «Интеррос» — основного акционера «Пермских моторов» — реализация программы по производству усовершенствованного авиадвигателя ПС-90А2. В 2000 г. по сравнению с прошлым годом планируется значительно увеличить поставки авиадвигателей. Кроме того, американская сторона выразила желание участвовать в научных разработках новой авиационной и космической техники «Пермских моторов» и НПО «Искра».
       По имеющейся информации, сегодня в Росавиакосмосе интенсивно прорабатываются предложения, альтернативные газпромовским. Например, одно из них предполагает создание под контролем государства «Пермского центра двигателе-строения» — современной моторостроительной корпорации, акционерами которой могли бы стать Газпром, «Пермские моторы», «Интеррос», федеральные и региональные власти, а также предприятия и компании, заинтересованные в продукции центра. Авторы идеи полагают, что в этом случае уральским предприятиям не грозит перепрофилирование, а России — потеря одной из важнейших отраслей ВПК, гордости российских высоких технологий.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera