«78 столов Давида Штеренберга». Живопись, графика, фотографии из музеев и частных собраний
Самая, наверное, известная работа Давида Штеренберга (1881-1948) — коричнево-серый, тревожный и стоический натюрморт 1918 года в Третьяковской галерее: на тарелке — ломоть пайкового хлеба и вобла, за ними — библейская близость времени к голым сущностям жизни и смерти, евангельское напоминание о хлебах и рыбах, а более всего — о чуде...
На Неглинной, 14, в Московском Центре искусств выставлены 78 совершенно иных натюрмортов Штеренберга, художника веселого и нежного, с ясным чувством цвета, с каким-то цирковым ощущением подвижности мира и устойчивости дома.
Все предметы точно извлечены из шляпы фокусника и жонглером размещены по холсту: серые атласные перчатки, остро и весело очерченные, шелковая шаль, накинутая на лампу, белая скатерть («Стол с лампой и белой вазой»), лук-порей, редиска и сладкий перец, пучок укропа, кухонный нож, плетеная достопочтенная рыночная кошелка — попади она в текст Андерсена, высказалась бы веско и уместно, с присущей кошелкам житейской мудростью («Натюрморт с корзинкой»). Плоская белая тарелка, на которой забыта «старорежимная» карамель «Абрикоти», кофейник на проволочной подставке в компании голубого блюдца, белой ложки и красной скатерти.
Все хороши, весь сбор бессловесных, но цветных домочадцев. И рядом размещены несколько реальных предметов из дома художника: голубая кухонная полка с латунной посудой, медная плошка с горстью сахара-рафинада, старая трубка...
В Москве 1920-х и 1930-х годов был Музей дворянского быта, усадебной культуры, веселой и уютной домашности ХIХ в. — в доме Хомяковых на Собачьей площадке. Музей уничтожили, потом снесли дом и всю Собачью площадку, теперь с нынешнего года создают экспозицию заново в усадьбе Кузьминки.
Глядя на 78 столов, начинаешь думать, как был бы хорош, как необходим музей «настоящего московского дома» ХХ века.
Он был бы иным — строже, бедней, аскетичней...
И все же мог бы светиться, как хорошо отмытая молочная бутылка утром на подоконнике. Сиять благорасположением и красотой очень простых вещей, таких, как лампы, карамели, табуретки и кофейники Штеренберга.
И щука на табуретке, написанная им, не менее пестра и прекрасна, чем в оде Державина, на усадебном парадном обеде.
Несмотря на то, что хозяйка серых атласных перчаток будет эту щуку самолично потрошить и чистить.
Большая часть полотен — 1918—1922 гг. Самый основательный, вплоть до торта с кремом, пасхальный «Натюрморт с кексами и пирожными» написан в 1928 году.
В конце марта выйдет альбом «78 столов Давида Штеренберга». Судя по рассказам, готовят его с любовью.