Сюжеты

«ПЕРМСКИЕ МОТОРЫ» — В НЕБЕ, В КОСМОСЕ И НА ЗЕМЛЕ

Этот материал вышел в № 18 от 13 Марта 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Интервью с председателем совета директоров ОАО «Пермские моторы», генеральным директором ФПГ «Интеррос» В. В. ШМАТОВИЧЕМ — Компания «Интеррос» — один из основных акционеров предприятий холдинга «Пермские моторы». Хотя ВПК называют одним из...


Интервью с председателем совета директоров ОАО «Пермские моторы», генеральным директором ФПГ «Интеррос» В. В. ШМАТОВИЧЕМ
       
       — Компания «Интеррос» — один из основных акционеров предприятий холдинга «Пермские моторы». Хотя ВПК называют одним из факторов будущего экономического роста, нынешнее его положение — тяжелое. И ваше предприятие было на грани банкротства, а сейчас сложилась конфликтная ситуация с другим акционером — «Газпромом»... Насколько вы уверены в перспективности этого направления вашей деятельности?
       — Когда мы только пришли на предприятие, в прессе появились утверждения, что цель ФПГ «Интеррос» на «Пермских моторах» («ПМ») — выжать из предприятия все что можно и затем обанкротить. Нас обвиняли и в том, что, купив по дешевке завод, мы постараемся побыстрее и подороже его перепродать.
       Результаты, которых мы уже достигли, управляя предприятием, свидетельствуют, что мы пришли на «Пермские моторы» всерьез и надолго. Не делить собственность, не грабить ресурсы предприятия, а работать, выводить предприятие из кризиса и выпускать продукцию для использования в космосе, в небе и на земле. «Интеррос» уже вложил 8 млн долларов из 38 миллионов, привлеченных благодаря его усилиям. Прибыли проект пока не приносит, работаем на перспективу.
       Что же касается конфликта интересов, то его между «Интерросом» и «Газпромом», между Потаниным и Вяхиревым нет. «Газпром» — один из стратегических заказчиков «Пермских моторов» наряду с ГКНПЦ им. Хруничева и «Аэрофлот-РМАЛ». И хотя не все идеально — оплата заказов «Газпрома» осуществляется низколиквидными инструментами, допускаются длительные задержки оплаты заказов, — мы к ним относимся с уважением. В совокупном объеме продаж «ПМ» их доля — 15—18%, а в портфеле заказов газотурбинного производства ОАО «Пермский моторный завод» («ПМЗ») — чуть более 40%.
       Говорят, что «Газпром» выделил пермякам беспроцентный заем в размере 258 миллионов рублей, но ни в ОАО «ПМЗ», ни в ОАО «Авиадвигатель» он не поступал. Руководство «Газпрома» жонглирует большими цифрами будущих заказов. А на деле сегодня ПМЗ кредитует своих заказчиков из «Газпрома».
       Сотрудничество осложняется тем, что некоторые посредники раз за разом используют «Газпром» для попытки захвата контроля над Пермским моторостроительным комплексом (ПМК). Одна из посреднических структур, близкая к «Газпрому», недавно пыталась бесплатно отхватить кусок государственной собственности в Перми и Рыбинске под предлогом производства газотурбинных установок для нужд газовиков.
       Однако мы живем уже в другое время. Правительство России оперативно и объективно разобралось в ситуации и приняло решение, что ПМК будет сохранен как многоотраслевой комплекс, имеющий стратегическое значение для экономики и обороны страны. Под эгидой Росавиакосмоса создана рабочая группа для поиска сбалансированных решений по экономическим отношениям.
       Время борьбы за передел собственности уже прошло. И энергию менеджеров, работающих в посреднических структурах, пора направить на поиск взаимовыгодных решений. А еще лучше обойтись без посредников, как рекомендовало правительство еще в 1998 году. Наши общие с «Газпромом» интересы лежат в сфере эффективного развития производства, в определении перспективных стратегий развития предприятия.
       «Интеррос» имеет на комплексе стратегические планы, которые собирается реализовывать с одобрения государства и других акционеров. Среди важнейших целей — создание российской двигателестроительной корпорации мирового уровня с центром в Перми. Одним из этапов этого станут объединение ОАО «ПМЗ» и ОАО «Авиадвигатель». Сейчас работает комиссия, которая изучает все аспекты этой проблемы.
       — Как у вас складывались отношения в Пермском регионе и на предприятии?
       — Вначале отношения строились непросто. Шума в печати было много, однако мало фактов и объективной информации. «Интеррос» стал основным акционером ПМК осенью 1996 г., приступил к управлению в апреле 1997 г. Ситуация тогда была удручающей: огромная задолженность, отсутствие оборотных средств, невыплаты заработной платы. «Интеррос» взял на себя основную тяжесть работы по корпоративной и финансовой реструктуризации комплекса. Было найдено взаимопонимание с администрацией области и города, проведены переговоры с кредиторами, в результате чего удалось реструктурировать задолженность предприятия. Сейчас в соответствии с постановлением правительства России успешно ведется реструктуризация бюджетной задолженности всех уровней, составлявшей ранее более 500 миллионов рублей, при регулярном осуществлении текущих платежей в бюджет. На предприятие пошли инвестиции, в том числе иностранные.
       Конечно, ошибок избежать не удалось. Но задача обеспечения выживания решена. Этому способствовали конструктивные отношения с администрацией области, взыскательность и принципиальность губернатора Г. В. Игумнова. Теперь необходимо обеспечить устойчивый качественный рост. Сейчас большая группа специалистов и я лично работаем большую часть времени в Перми. Мы провели корпоративную реструктуризацию предприятий, создали новое предприятие — ПМЗ, чтобы оптимизировать управление. Оказали «Пермским моторам» кадровую помощь высококвалифицированными опытными менеджерами.
       — Какова ситуация на «Пермских моторах» сейчас?
       — Сейчас все предприятия «Пермских моторов» — работающие предприятия, угроза банкротства отступила, появились реальные перспективы развития. Благодаря привлеченным инвестициям ведется реконструкция одного из цехов ПМЗ.
       Удалось добиться роста объемов производства и продаж по всем основным производствам комплекса. Только в 1999 г. рост производства и продаж на предприятиях холдинга составил более 28%.
       «Протон-ПМ» и «Редуктор-ПМ» преобразованы в ОАО, подготовлены к привлечению стратегических инвесторов. За последние два года на ПМК заново созданы более тысячи рабочих мест, которые были сокращены до 1997 г.
       Сохранены интеллектуальные ресурсы. ОАО «Авиадвигатель» остается лучшим конструкторским бюро в отрасли. Запущены новые проекты. Разработана целая гамма наземной техники для ОАО «Газпром». Развивается проект по переоснащению самолетов Ил-76 новыми современными двигателями. Рассматриваются возможности продвижения продукции на новые рынки в России и за рубежом.
       Ситуация на «Пермских моторах» значительно улучшилась, но общие проблемы отрасли остаются. Например, проблема задолженности обусловлена слабостью внутреннего рынка. Покупки новых самолетов носят единичный характер. И дело не в конкурентоспособности самолетов или двигателей, а в сложном состоянии экономики.
       — Как решаются новым менеджментом предприятия проблемы в социальной сфере?
       — Нам удалось решить проблемы с выплатой заработной платы. Задолженность ликвидирована, работники предприятия получают деньги вовремя. Теперь своей задачей мы видим увеличение заработной платы наших работников.
       — А как строятся отношения с иностранными акционерами ПМК?
       — Действительно, 25% акций ПМЗ принадлежат американской компании Pratt & Whitney — крупнейшему мировому производителю авиадвигателей. Для разработки новых авиадвигателей необходимы крупные долгосрочные иностранные инвестиции. Американцы готовы инвестировать денежные средства и технологические возможности в разработку и производство нового двигателя ПС-90А2, превосходящего существующие отечественные и ряд зарубежных образцов. Pratt & Whitney уже инвестировали более 30 млн долларов и настроены активно продолжать сотрудничество.
       — Не является ли присутствие на ПМК американской компании угрозой обороноспособности страны, утраты нашей интеллектуальной собственности?
       — Думаю, это надуманная проблема. Американцы не обладают контрольным пакетом акций предприятия и не имеют возможности принимать решения. Они верят в российскую авиацию и готовы инвестировать деньги в производство нашего нового авиадвигателя. Я считаю, что подобные идеи вбрасываются в СМИ теми, кто хочет завладеть ПМК. Они же запускают в прессу ложь о попытках увести интеллектуальную собственность на 800 млн долларов. Насколько я знаю, никто не организовывал расследований, потому что нечего расследовать. Интеллектуальная собственность никуда не передавалась. Сейчас в соответствии с законодательством идут оценка и оформление прав на интеллектуальную собственность — это серьезный актив развития комплекса.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera