СюжетыОбщество

ИНВЕСТОР КЛЮЕТ В ЧИСТОЙ ВОДЕ

Этот материал вышел в номере № 18 от 13 Марта 2000 г.
Читать
Самарского губернатора Константина Титова называют либералом-практиком. В этом качестве он пребывает уже девять лет, успешно реализуя на деле принципы рыночной экономики. Строго следуя принятым в международной деловой практике традициям (а...

Самарского губернатора Константина Титова называют либералом-практиком. В этом качестве он пребывает уже девять лет, успешно реализуя на деле принципы рыночной экономики. Строго следуя принятым в международной деловой практике традициям (а это прежде всего приоритет закона и обоюдная ответственность), Титов и его команда создали в Самарской области самые благоприятные условия как для своих, так и для зарубежных партнеров. «Отзывчивость» последних превзошла ожидания самых осторожных экспертов. В промышленности и сельском хозяйстве региона активно работают уже около трехсот миллионов долларов иностранных инвестиций. Словом, строительство капитализма на отдельно взятой российской территории идет полным ходом

— Константин Алексеевич, российская экономика переживает не лучшие времена. Поговаривают даже, имея в виду нашу неподъемную задолженность мировым финансовым организациям, об угрозе очередного дефолта, что по существу вновь возвращает нас в ситуацию августа 1998 года. Выходит, выкарабкаться из кризиса не удается?

— Я бы не стал драматизировать ситуацию. Из любого сложного положения всегда есть выход. Не надо только раньше времени паниковать и опускать руки. Сумел же Михаил Касьянов договориться с Лондонским клубом о списании 36,5 процента советского внешнего долга, а это ни много ни мало 10,6 миллиарда долларов. Остальные 21,2 миллиарда мы будем платить с рассрочкой в тридцать лет.

Теперь бы еще уговорить на подобные действия Парижский клуб, представляющий частные банки-кредиторы. Это было бы серьезнейшим подспорьем для выхода российской экономики из полосы кризисов и срывов, высвободило бы огромные средства для подъема отечественного производства.

Надо убедить западных партнеров не бросать Россию на произвол судьбы, не изолировать ее в тот момент, когда здесь пусть медленно и противоречиво, но набирают силу демократические институты, идут экономические реформы. Ну и, само собой разумеется, нам самим нельзя отгораживаться от цивилизованного мира, уповая на самобытность и самодостаточность. Я твердо убежден, что изоляция неизбежно отбросит нас в прошлое, из которого мы с таким трудом начали выбираться.

— Не секрет, что в последнее время вкладывать деньги в Россию считается малоперспективным делом. Это усугубляется реакцией Запада на события в Чечне. Насколько, на ваш взгляд, реальны сегодня перспективы, связанные с новыми кредитами и инвестициями в нашу экономику?

— Я надеюсь на здравомыслие и дальновидность наших западных партнеров. С Россией можно и нужно работать. Но — в реальном секторе экономики, под гарантии коммерческих банков. Кредитование федерального правительства, которое затем распределяет средства по своему усмотрению, направляя их в основном на латание бюджетных дыр или поддержку тонущих отраслей, наносит огромный вред экономике. Инвестиции и кредиты России, разумеется, необходимы. Но при этом надо так изменить их вектор, чтобы они были выгодны и самим кредиторам.

— А как этого достичь?

— У меня есть целый ряд предложений, касающихся новой экономической политики Запада по отношению к России. На мой взгляд, сегодня необходимы «точечные» вливания иностранного капитала именно в те отрасли и регионы, где активно проводится либеральная экономическая политика, где создан благоприятный законодательный климат. Такой подход дает инвесторам гарантии, что их деньги будут использованы по назначению и что в любое время можно проверить, как они расходуются.

Новая экономическая политика в отношении России предполагает большую открытость, прозрачность для инвесторов и кредиторов, в частности — возможность международного антикоррупционного аудита администраций российских регионов, компаний и банков. Я разговаривал по этому поводу со многими представителями как российского, так и иностранного бизнеса и встретил понимание и поддержку.

— Но, согласитесь, открытость, прозрачность, о которой вы говорите, наверняка будет встречена в штыки нашим чиновничеством.

— Без сомнения. Государственные чиновники нашли себе теплые места в советах директоров многих крупнейших компаний со смешанным или иностранным капиталом, и им вся эта открытость — кость в горле. Они в большей степени озабочены проблемами личного обогащения. Поэтому говорить о каких-то равных условиях, одинаковых правилах игры для всех участников экономических отношений, увы, не приходится.

Поэтому я считаю, что государство должно уйти из экономики, дать ей возможность развиваться по своим собственным законам. Опыт промышленно развитых стран убедительно доказывает: чем меньше государственные органы вмешиваются в реальное производство, тем динамичнее и интенсивнее развивается экономика. А следовательно, растет жизненный уровень людей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow