СюжетыОбщество

АРГУМЕНТЫ С ЖАРЕНЫМИ ФАКТАМИ

Этот материал вышел в номере № 18 от 13 Марта 2000 г.
Читать
Одна весьма уважаемая газета обвинила министра путей сообщения России в том, что он заставляет пенсионеров расплачиваться по счетам своего ведомства. Обвинение серьезное, и оно должно быть подкреплено столь же серьезными аргументами и...

Одна весьма уважаемая газета обвинила министра путей сообщения России в том, что он заставляет пенсионеров расплачиваться по счетам своего ведомства. Обвинение серьезное, и оно должно быть подкреплено столь же серьезными аргументами и фактами, но их подменили информацией из раздела «слухи».

Зачем журналисту перелопачивать сегодня «тысячи тонн словесной руды», когда можно воспользоваться письмом наивного читателя, чтобы в очередной раз «обсосать» жареные факты, сплести быль с небылью, добавить немножко пустых рассуждений и вывалить это на головы тысяч людей. При этом еще и заработав авторитет «народного защитника».

Письмо было о том, как тяжело живется у нас пенсионерам, все дорожает, а пенсия — мизерная. Хотел человек к дочери съездить, и то оказалось не по карману. Вот и обратился он в газету с просьбой объяснить, когда перестанут цены расти.

А та первопричиной всех бед назвала МПС: мол, это оно проводит неправильную тарифную политику, тем самым стимулируя инфляцию в стране. Но это утверждение не просто не точно, оно еще и в принципе неверно.

На протяжении последних лет именно железнодорожный транспорт, как мог, сдерживал рост цен на всё и вся. Именно МПС было инициатором заключения специального соглашения с такими естественными монополиями, как РАО «ЕЭС России», «Газпром», не повышать цены и тарифы более чем на половину индекса инфляции. Это было воспринято весьма критически: МПС ругали за якобы нарушение принципов рыночного ценообразования, попытку «командовать» экономикой. Но главного МПС добилось — цены были сдержаны, в противном случае сегодня они были бы значительно выше.

Почему-то не замечается тот факт, что железнодорожники никогда первыми не повышали тарифы. Сначала дорожают обычно электроэнергия, уголь, газ, затем металл и все прочее. В 1997—99-м годах цены на продукцию промышленности выросли в 2,2 раза. Это значит — подорожали и рельсы, шпалы, новые локомотивы и вагоны — все то, что в большом количестве потребляют железные дороги. Как быть, если доходы остаются те же, а покупка новой техники и оборудования обходится дороже? За счет чего восполнять дефицит средств?

Между тем тарифы на железнодорожном транспорте не только не повышались в течение двух лет, а напротив, даже снижались! Причем по отдельным видам грузов — на 25—50 процентов. Вы слышали, чтобы, к примеру, «Аэрофлот» когда-нибудь делал подобное? Или энергетики вдруг объявляли об удешевлении своей продукции?

А МПС это сделало. Конечно, не без потерь для себя. Сегодня многие жалуются, что приходится ездить в старых электричках, а клиенты МПС хотели бы возить свои грузы в новых вагонах, а их нет. Все это — следствие того жесточайшего режима экономии, который проводился в железнодорожной отрасли. МПС экономило на том, что не покупало необходимого. Сегодня этот резерв исчерпан: износ основных фондов отрасли превысил критическую отметку в 50 процентов. Если продолжать и дальше на всем экономить, то скоро не на чем будет возить грузы и пассажиров. Но и в этой ситуации МПС пыталось найти безболезненный выход из ситуации. И предложило компенсировать за счет бюджета те льготы, которые предоставлены законом ряду категорий пассажиров. Но МПС в этом отказали. А за год чуть ли не каждый второй россиянин проехал на поезде бесплатно или со скидкой. А это — те самые ветераны войны, инвалиды и пенсионеры, о которых радеет популярная газета. Обошлось это МПС в 15 миллиардов рублей. Вернул бы бюджет эти деньги — и можно было бы не дотировать пассажирские перевозки за счет грузовых, снизив тарифы на последние. Правда, вряд ли это привело бы к снижению цен на товары и продукты. В нашей экономике на цены влияет ряд других факторов, которые кое-кто замечать не хочет. От того, что МПС снижало раньше тарифы на перевозку руды и металла, автомобили не подешевели. И зерно возили по половинному тарифу, а хлеб все дорожает, и рыбу завозили с Дальнего Востока с огромными скидками с тарифа, а где она дешевле? Кто в этом виноват? Только не железные дороги!

Мне жаль, когда такая важная для всех и животрепещущая тема, как тарифная политика, сводится к смакованию старых политических сплетен. Тема эта ждет серьезного обсуждения, а не подмены аргументов жареными фактами.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow