СюжетыОбщество

«ГАЗПРОМ» ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ТРУБ

Этот материал вышел в номере № 18 от 13 Марта 2000 г.
Читать
Потому что Минэкономики опять взялось проводить конкурсы Понимаете, это ментальная проблема российского хозяйства. Как только в России кто-нибудь задумает делать бизнес, то сразу окажется, что свои деньги ему вкладывать жалко. И он тут же...

Потому что Минэкономики опять взялось проводить конкурсы

Понимаете, это ментальная проблема российского хозяйства. Как только в России кто-нибудь задумает делать бизнес, то сразу окажется, что свои деньги ему вкладывать жалко. И он тут же возопит: «То, что я предлагаю, поддержит отечественную промышленность! Это геостратегический интерес государства! Поэтому государство должно прокредитовать мой бизнес, ведь это патриотично».

РАО «Газпром» тратит до миллиарда долларов в год на импорт из Японии и Италии одношовных труб широкого диаметра (1420 мм) для строительства и ремонта газопроводов. Емкость рынка таких труб в связи со строительством нескольких глобальных газопроводов («Голубой поток», «Ямал — Европа», «Уренгой — Пекин» и т.д.) в ближайшее время будет только расти. И «Газпрому», конечно, не хочется все эти годы покупать трубы задорого в Японии. А брать по дешевке на Украине уже нельзя: уровень брака там критически опасен.

В России одношовных широких труб нужного качества не производят, и Вяхиреву удалось убедить правительство, что государство должно помочь построить на каком-нибудь отечественном металлургическом заводе «стан-5000», который позволит эти трубы выпускать в России. Чтобы газпромовский миллиард оставался в России, что патриотично, черт возьми. Что надо «Газпрому», ясно: снижения издержек, потому что российские трубы будут подешевле японских почти в два раза. Ясно также, что «Газпром» не слишком собирается платить за строительство «стана-5000» самостоятельно, как всякий в России.

Поэтому в прошлом году появилась специальная комиссия в Минэкономики (как у нас любят), которая взялась проводить среди девяти меткомбинатов конкурс на право получить «стан-5000» себе. Понятно, что металлурги рубятся за этот заказ жестко: речь идет не только о том, что государство то ли прокредитует, то ли прогарантирует (пока не решили) строительство этого производства. Речь идет о гарантированном рынке сбыта: «Газпром» реально может покупать по 600 — 700 тысяч тонн таких труб в год.

Проблема только в том, что Минэкономики, взявшееся за дело, — это такое болото, где, как известно, уже на уровне глав департаментов светлые головы почти не встречаются. Минэкономики — это такая специфическая организация, которая по чистому недоразумению несет на себе функции государственного инвестиционного банка (время от времени кредитуя нужные государству производства) и добивается потрясающих результатов. Весь мир смеется, но в России реальная возвратность по государственным кредитам составляет 16 процентов (при норме 120–140%).

Конкурс на право установки «стана-5000» — еще один ответ на вопрос, почему так получается.

Из всей массы хороших, нормальных и плохих предприятий, участвующих в тендере, Минэкономики выбрало самый экстравагантный — Нижнетагильский меткомбинат (НТМК). Металлурги долго смеялись бы, если б им не было так грустно. Одно из самых отсталых в России металлургических производств, на котором ведется многолетняя война за право контроля над оборотом (с судами, с использованием механизма банкротства и т.д.), получило все рекомендации министерства и все шансы, что Путин, собирающийся вовсю заниматься госрегулированием в хозяйстве, одобрит установку «стана-5000» именно на НТМК.

Есть два исконно русских объяснения, почему такое стало возможно: во-первых, Минэкономики любит кредитовать за счет государства не эффективных, а бедных (чтобы помочь бедолагам), а во-вторых, Минэкономики в лице своих чиновников традиционно подвержено лоббизму губернаторов, в данном случае товарища Росселя, на территории которого находится НТМК. Комиссия Минэкономики так и аргументировала свой выбор: установка прокатного «стана-5000» увеличит число занятых рабочих на отсталом комбинате и подтянет комбинат до уровня лидеров российской металлургии.

Вот поэтому и возвратность постоянно 16 процентов.

Меньше всех теперь радуется «Газпром». Потому что Вяхирев, бывавший в Нижнем Тагиле, очень хорошо понимает, что такое НТМК. Комбинат должен самому «Газпрому» какую-то астрономическую сумму. И главное — абсолютно непонятно, кто на НТМК будет ответственной стороной, с которой имеет смысл договариваться: за предприятие с равными шансами на успех борются Россель, «ЕАМ» и «Ренова». Борьбе той края нет. Борьба, еще более шумная, ведется и за Качканарский ГОК — главный поставщик сырья на НТМК. И Нижнетагильский комбинат, безусловно, является прямым заложником этого конфликта.

В общем, «Газпром», добившийся участия государства в строительстве «стана-5000», теперь заявляет, что не согласен с выбором Минэкономики и не будет помогать государству финансировать его строительство. Где будет искать миллиард долларов на это строительство само государство, без «Газпрома», — неясно. И кому из частных инвесторов будет интересно вкладываться в «стан-5000» на НТМК, если «Газпром» как единственный потребитель не гарантирует закупок, тоже вопрос малопонятный.

Поскольку «Газпром», высказавшись против НТМК, погрузил ситуацию в вакуум, бизнес решил делать все без государства. Ряд крупных металлургических комбинатов уже объявили о том, что будут строить «стан-5000» самостоятельно, без помощи Минэкономики. И потом сами за счет демонстрации конкурентных преимуществ попытаются добиться заказа от «Газпрома». И это логично. Потому что при постоянном спросе срок окупаемости «стана» составит 5 лет, что по меркам металлургического рынка супервыгодно.

Теперь интересно будет проследить, согласится ли Путин прогарантировать из бюджета миллиардный кредит на никому не нужный НТМК.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow