Сюжеты

В МИРЕ КУКОЛ САМАЯ ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯ — ЧЕЛОВЕКОВОД

Этот материал вышел в № 18 от 13 Марта 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Войцек». Пьеса Георга Бюхнера. Постановка Юрия Бутусова. Художник — Александр Шишкин. Музыкальное оформление — Владимир Бычковский. Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург Если живого человека поместить в балаган, то его драма станет...


       
       «Войцек». Пьеса Георга Бюхнера. Постановка Юрия Бутусова. Художник — Александр Шишкин. Музыкальное оформление — Владимир Бычковский. Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
       
       Если живого человека поместить в балаган, то его драма станет трагедией.
       Но пока все только начинается.
       Городская площадь — наклоненный помост, по которому актеры почти скатываются на зрителя. Подмостки и плаха одновременно.
       На площади и в балагане живут маски комедии дель арте. Но в плоский кукольный балаганный мир масок подселили живого человека. И в их мире появилось новое развлечение, новая игра — человековод.
       Для кукол человек — ну вроде как инопланетянин. У него лицо вместо маски, имя вместо амплуа. Его зовут Франц Войцек. Единственное, что у него есть в этом мире дорогого, — Мария (Ольга Муравицкая). Возлюбленная и мать ребенка.
       Маски ставят над Францем свои эксперименты. Маска доктора (Михаил Вассербаум) три месяца кормит его горохом. Маска капитана (Михаил Пореченков) — похмельными монологами о смысле жизни. Но им не нужна его боль, они ее просто не замечают. Им надо, чтобы он стал одним из них.
       В двумерном мире не все обитатели бездушны. Вот Старец (Михаил Девяткин) столько прожил, что очеловечился: в нем завелась душа. Но и он Войцека спасти не может. Его позиция — позиция участливого наблюдателя. Почти уже и не маска...
       Итак, их цель — Войцека окуклить.
       Мария уйдет с Тамбурмажором (Андрей Зибров). Даже не уйдет — все произойдет тут же, в углу сцены.
       — Смачная бабенка, — отрецензирует Марию Тамбурмажор.
       — Этой бы девице кирасирами плодиться!
       — Для Тамбурмажора тоже сгодится...
       И правда. У масок при их двумерье с плотью все о'кей. Тамбурмажор — мужчина хоть куда. И у него есть сережки. (Ничего грязного. Не гонорар, а знак внимания.) Войцек знает, что у него исключительная подруга: вот нашла две сережки сразу. Сам он никогда не находил даже одной.
       Маски объясняют человеку его ошибку. Узнав об измене, он пожалеет Марию. Чтобы освободить ее от греха, пойдет с ней в лес. Там и состоится ритуал очищения. Под громкую, надрывную музыку. Его ножом — в ее грудь.
       А мы и не заметили, когда он сам стал маской.
       «Хорошее убийство, настоящее убийство. Прекрасное убийство. Лучше и требовать нельзя. Давно уже у нас ничего такого не было».
       Одно уточнение: Войцек не главный герой «Войцека». В комедии дель арте пружина — Арлекин. В бутусовской трагедии дель арте балаганным балом правит Дурачок Карл (Константин Хабенский). У него нет ничего своего. Карл — царек площади. Живет страстями обитателей балагана. Шут ведет бесконечную пляску с плащом. Плащ превращается в покров для таинства. За ним он прячет объятия Марии с Тамбурмажором. Все, что там происходит: томление, оцепенение, возбуждение, спешку, пресыщение, Карл транслирует сначала мимикой, а потом, захлебнувшись в чужих эмоциях, танцем. Его танец — как лебединая песня. После такого можно только умереть. Так и происходит. Но с новым всплеском чужих страстей Карл воскреснет. Чтобы отдать себя площади.
       Чтобы сделать карнавальный спектакль, Бутусов основательно перекроил пьесу. Изменил композицию, сократил количество действующих лиц, сжал монологи. Персонажи стали масками. Пьеса — трагифарсом. И поэтому трагедия тонет в балагане. Кульминацией становится сцена бритья Тамбурмажора, которой нет у Бюхнера. Тамбурмажор смакует свое превосходство. Чует безнаказанность и провоцирует Франца. Но сам его и остановит: взглядом, поворотом головы, глупой фразой. Бутусов очень точно выбрал актеров. Их психофизика и определяет ход событий. Болезненный невротик Франц держит в руке бритву и выполняет привычную работу. Его напряжение — в глазах и крупных каплях пота на лице. На лезвии бритвы жизнь Тамбурмажора, но она в безопасности. Тамбурмажор и без лат непрошибаем.
       «Войцек» получил «Золотой софит», съездил в Польшу — на фестиваль, в Германию и Францию — на гастроли. В позапрошлом году пролетел с «Золотой маской», но в марте он опять приезжает в Москву. Уже как гость. 21 марта. Вне конкурса.
       Секрет живучести обитателей теневого мира в том, что он параллелен нашему. Мир балагана — сильный мир. Он способен убить даже трагедию.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera