СюжетыОбщество

ФСБ ПРОТИВ НТВ — 2

Этот материал вышел в номере № 18 от 13 Марта 2000 г.
Читать
По обыкновению генерал Зданович отлил пулю В прошлом номере «Новой газеты» мы писали о том, как сотрудник Управления ФСБ по защите конституционного строя пытался оказать давление на следователя Реутовского УВД, расследующего мелкое...

По обыкновению генерал Зданович отлил пулю

В прошлом номере «Новой газеты» мы писали о том, как сотрудник Управления ФСБ по защите конституционного строя пытался оказать давление на следователя Реутовского УВД, расследующего мелкое уголовное дело, в котором фигурирует Денис Филин, сын сотрудницы НТВ. При этом майор ФСБ Ганенко открыто признался: «У НТВ и ФСБ сейчас очень напряженные отношения».

Уже после выхода материала ФСБ в лице начальника Центра общественных связей Александра Здановича выдвинуло свою версию произошедшего. Мол, зря господа журналисты из мухи слона раздувают. Просто компетентные органы собирались предложить Денису, студенту Первого московского юридического института, работу. Но, прослышав о его причастности к некоему преступлению, сотрудники ФСБ решили навести справки. Вдруг кандидат недостоин высокого звания чекиста.

Вот и все. Обыкновенный кадровый вопрос. Чтобы выяснить, так ли это, я встретился с Элеонорой Филиной, ведущей программы «В нашу гавань заходили корабли», и ее сыном Денисом.

Версия ФСБ вызвала у них удивление. Да, мама с сыном несколько раз обсуждали дома на кухне будущую карьеру Дениса. Как один из возможных вариантов рассматривали и работу в ФСБ. Но только теоретически. С самим Денисом на эту тему ни в институте, ни в других местах никто не разговаривал, и никаких таких предложений он не получал.

Есть в версии с трудоустройством нестыковочка. Как рассказала мне Элеонора Филина, в разговоре с ней майор ФСБ Ганенко действительно представился сотрудником, «некоторым образом курирующим вузы». И даже утверждал, что имел разговор с ректором института. Но спустя несколько дней реутовский следователь Астафьев попросил Элеонору сообщить точный адрес института, где учится сын, потому что его об этом попросил майор Ганенко. Вот так, выходит, последний курирует вузы настолько «некоторым образом», что даже не знает адрес института. Тогда неясно, где он встретился с ректором. На улице, что ли? И тот к слову предложил кандидатуру Дениса? Бред какой-то.

Вот рассказ Элеоноры Филиной о встрече с сотрудником ФСБ.

Утром, часов в десять, раздался телефонный звонок: «Здравствуйте, вас беспокоит Ганенко Андрей Сергеевич, ФСБ. Я хочу поговорить по поводу вашего сына». Я испытала шок. Он меня успокоил: «Вы не волнуйтесь, я скорее ваш доброжелатель. Хочу вам помочь. Я скорее проситель. Нам надо встретиться».

Через пару часов он пришел ко мне домой. Документы он мне не показал, да я и не спрашивала — я все равно не знаю, как они выглядят. Далее он меня расспрашивал о Денисе. Сказал, что ему известно о нападении на гражданку Иванову. Спрашивал, что я знаю об этом деле. Я ответила ему: все есть в материалах дела.

Цель визита он объяснил своим желанием помочь нам. Он постоянно подчеркивал это. Хотя я сообщила ему, что ни в какой помощи не нуждаюсь. Напоследок он сказал загадочную фразу: «Вы поймите меня. Я, конечно, ваш доброжелатель, но я не альтруист. Я не бескорыстен, но деньги мне не нужны»...

Стоп. Вот здесь и прозвучали самые главные слова. Александр Зданович в общем-то правильно сказал, что речь шла о предложении работы. Только работу предлагали не сыну, будущему юристу, а маме, сотруднице НТВ. Работу внештатного осведомителя, или просто сексота.

Сын — только крючок. Отсюда звонки следователю: «Переведи этого парня из подозреваемых в обвиняемые...», «Держи маму в напряжении...». Сначала объект необходимо «напрячь», а потом предложить свою помощь в обмен на услуги.

Классическая вербовка.

Сама Филина недоумевает: «Зачем я ФСБ? Чем я могу их заинтересовать?» И действительно. Ну вербовали бы Евгения Киселева, он хоть гендиректор. А тут самая невинная, далекая от политики передача.

Мне же представляется, что все гораздо проще. В ФСБ работают простые люди, такие же, как мы с вами. Работают, как умеют. А умеют, выясняется, не очень. Этот майор Ганенко, судя по званию, советский период КГБ не застал. И у старших товарищей-чекистов опыт не перенял. Тем более что Управление по защите конституционного строя (бывшая «пятерка», боровшаяся с инакомыслием) все последние годы занималось непонятно чем. В связи с отсутствием идеологии или, на худой конец, национальной идеи бороться было не с кем. Разве что с фашистами, но они живут у нас припеваючи.

Но вот настали новые-старые времена. И чекисты из «пятерки» воспряли духом. Инакомыслие обозначилось. Вернее, его обозначили. Можно предположить, что Управление по защите конституционного строя получило приказ разработать телеканал НТВ.

И работа закипела. Только закипела она, как всегда это у нас происходит.

Как опер может отчитаться о проделанной работе? Очень просто — представив начальству список завербованных агентов. Вот и нашли чекисты первое, что под руку попалось. Ведущую с НТВ, у которой сын под следствием. Просто так, для галочки.

Счастье Филиной, что следователь в Реутове не захотел играть в старые гэбэшные игры. Он, подполковник, наверное, еще помнит, как это было тогда. И не хочет, чтобы все повторилось.

Но много ли таких следователей у нас в государстве?..

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow