СюжетыОбщество

СКОЛЬКО СТОИТ ДОСТУП К И. О.

Этот материал вышел в номере № 19 от 20 Марта 2000 г.
Читать
Главный лозунг предвыборной кампании Владимира Путина: равные правила и равные возможности для всех. Цитата из книги: «Сам крупный бизнес заинтересован в том, чтобы в среде бизнесменов у государства не было фаворитов, чтобы все были...

Главный лозунг предвыборной кампании Владимира Путина: равные правила и равные возможности для всех. Цитата из книги: «Сам крупный бизнес заинтересован в том, чтобы в среде бизнесменов у государства не было фаворитов, чтобы все были поставлены в равные условия». Аплодисменты. Все встают и голосуют «за». Теперь — что в реальности. Причем в той реальности, в которой кандидат в президенты не только сам непосредственный участник (что называется, и объект, и субъект), но и конечная инстанция. Речь как раз о книге, из которой вышеприведенная цитата, — «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным». Авторы — Н. Геворкян, А. Колесников, Н. Тимакова. Для нашей истории нам важна последняя фамилия — Наталия Тимакова. Издательство «Вагриус»: для нашей истории нам важен основатель и председатель совета директоров издательства Владимир Григорьев

Т

еперь — суть. Представьте себе, что некая фирма задумала проект, коммерчески заведомо успешный. Ну, например, решила приобрести скважину и качать из нее нефть, которая нынче ценой выше золота, или, скажем, подумала приобрести алюминиевый завод — не суть. Для реализации этого проекта фирме нужна малость: помощь государственного чиновника. Потому как конкурентов, борющихся за тот же финансово успешный проект, много, а победитель — один. Чиновник помочь соглашается. То есть соглашается нарушить тезис о равных условиях, отсекает всех конкурентов и — решает вопрос. За это требует сущую малость: возможности стать совладельцем предприятия и поучаствовать в прибылях. И — участвует. Как это называется? Правильно: это называется КОРРУПЦИЯ. Та самая коррупция, бороться с которой в своем открытом письме к избирателям и обещает кандидат в президенты. Одной рукой. Другой — самолично дает «добро» на вполне конкретную коррупцию.

В

ернемся к книге. Фамилия, которая нас заинтересовала, — Наталия Тимакова. Должность — заместитель руководителя пресс-службы Кремля. То есть она как раз тот чиновник (или один из — не суть), который решает, кто из журналистов будет допущен к Владимиру Путину, а кто — нет. В журналистском бизнесе, как и в любом другом, есть конкуренция. И она была. (Скажу сразу: журналисты Н. Геворкян и А. Колесников блестяще выполнили свою задачу, представив и. о. президента таким, каков он есть.) Сотни коллег из разных изданий, автор в том числе, послали запрос на интервью. Конкурентов чиновник отсек, сообщив, что Владимир Путин интервью печатным СМИ давать не будет. Книга же в этом смысле ничем не отличается от любого другого товара — ее, как нефть и алюминий, продают и получают за нее деньги. Книга интервью кандидата в президенты России, о котором мало что было известно и которого во всем мире называли «черным ящиком», — предприятие заведомо коммерчески успешное. Тираж, на который уже есть покупатели, — 500 тыс. экземпляров. При объявленной цене 17 руб. за книгу доход только от продажи в России составит 303 тыс. долларов. Как сообщают, права на книгу проданы уже в девяти странах мира, а за право опубликовать выдержки из нее до выборов бьются многие западные журналы и газеты. Только один американский журнал за такое право уже заплатил 17 500 долларов. Вряд ли меньше заплатили издания в Англии, Германии, Японии, на чьих страницах на этой неделе появятся куски из книги. По самым скромным прикидкам, прибыль от книги составит ПОЛМИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ.

Вот в этих прибылях и участвует чиновник из пресс-службы Кремля. Только если обычно чиновник скрывает свое участие, то есть скрывает, что небескорыстно нарушил равные правила игры, то в нашем случае — нет: имя черным по белому указано в числе тех, кому принадлежит копирайт, то есть права на продажу товара, в данном случае — книги. Откуда такая неосторожность? Привычка, что работа в Кремле — гарантия от всех и вся? Или — что последней инстанцией, давшей свое «добро» на публикацию, был не кто иной, как гарант равных прав Владимир Путин?

П

ошли дальше. Прибыль от книги получают не только авторы (и чиновник вместе с ними), но и издательство. «Вагриус» в рекомендациях не нуждается — одно из лучших в России. Вот только одна тонкость: основатель и председатель совета директоров издательства В. Григорьев — в настоящее время совсем даже не частный предприниматель, а государственный чиновник, заместитель министра печати, непосредственно курирующий издательскую деятельность. Как там было у классика: «Ну как не порадеть родному человечку»... Порадел. Выгоднейший заказ получает именно издательство высшего государственного чиновника.

Спрашиваю себя: что мне это так напоминает? Вспомнила. Прошлая президентская кампания, вернее — уже после нее. Борис Ельцин в коротком интервью сообщает, что решился на операцию на сердце. Западные тележурналисты возмущены: от них требуют деньги за интервью президента России. Автор и продавец — Михаил Лесин, в то время один из руководителей администрации президента, а ныне — министр печати.

Вот вам и равные правила игры. Как говорится, конкретно, без изъятий. Не в лозунгах — в реальной жизни.

В этой связи у меня возникает сразу несколько вопросов.

Первый: понимают люди, которые ведут предвыборную кампанию Владимира Путина, ЧТО они делают и как вредят своему же кандидату — даже за очень большие деньги?

Вопрос второй: знал ли Владимир Путин, что его чиновники по сути торгуют доступом к нему (а соавторство чиновника в заведомо финансово успешном предприятии — это и есть торговля доступом к главе государства)?

И третий вопрос: участвует ли в прибылях сам кандидат в президенты?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow