СюжетыОбщество

СТАНЕТ ЛИ КАЧКАНАР УЧКУДУКОМ?

Этот материал вышел в номере № 19 от 20 Марта 2000 г.
Читать
Рабочие богатейшего предприятия Урала больше не хотят жить бедно События на Качканарском горно-обогатительном комбинате, где произошла смена руководства, продолжают будоражить общественное внимание. Редакция уже освещала суть конфликта...

Рабочие богатейшего предприятия Урала больше не хотят жить бедно

События на Качканарском горно-обогатительном комбинате, где произошла смена руководства, продолжают будоражить общественное внимание. Редакция уже освещала суть конфликта между новой командой во главе с сорокалетним президентом Союза предприятий металлургического комплекса Урала, руководителем Уральской горно-металлургической компании Андреем Козицыным и прежним начальством. Сегодня качканарских горняков остро волнует вопрос: что дальше? Какова перспектива социально ориентированной программы развития комбината, провозглашенной новым руководством, что думает о совершенствовании отрасли сам Андрей КОЗИЦЫН?

— Андрей Анатольевич, как вообще можно охарактеризовать то, что происходит вокруг Качканарского ГОКа: борьба за передел собственности или противостояние двух взглядов на управление экономикой?

— О переделе собственности речи не идет. То, что произошло на ГОКе, скорее можно назвать трудовым конфликтом между собственниками предприятия и наемными работниками. Генеральный директор и председатель совета директоров, которым вверили судьбы десятитысячного комбината, попросту не справились со своими обязанностями. За неполных полтора года правления Хайдарова и Гареева богатейший комбинат, который ежегодно дает железорудного сырья на 350 миллионов долларов, понес колоссальные убытки. Балансовая прибыль упала впятеро, зарплата стала одной из самых низких в металлургической отрасли региона. Недосчиталась качканарских денег и госказна. Сумма недопоступивших налогов во все уровни бюджета в прошлом году составила 757 миллионов 319 тысяч рублей. Во многом это результат чистейшей воды мошенничества — продажи сырья посредникам по вдвое заниженным ценам. ГОК — слишком уж лакомый кусок для любителей легких и больших денег. Но теперь произволу положен конец. Никому не будет позволено наживаться на бедах одного из крупнейших предприятий черной металлургии.

— С чего вы начали работу в новой должности — генерального директора ЗАО «Качканарский ГОК «Ванадий»?

— На прошлой неделе совместно с трудовым коллективом утвердили бюджет предприятия на 2000 год. Мы целый месяц занимались этой серьезной работой: считали, сколько комбинат сможет реально заработать, составляли баланс первоочередных затрат. Связаны они прежде всего с необходимостью немедленно приступить к техническому перевооружению и реконструкции предприятия. Не менее важная задача — выполнение социальных обязательств. С профсоюзом и трудовым коллективом горняков намечено подписание нового коллективного договора, который бы отразил все накопившиеся за время правления Хайдарова требования рабочих. Но еще до этого удалось сразу же на 30 процентов поднять зарплату, выделить средства на дотации за горячее питание. Что касается заработной платы, то полагаю, что уже в ближайшее время она возрастет вдвое. К этому есть все объективные предпосылки: мы отказались от убыточной для предприятия системы посредников и начали реализовывать свою продукцию потребителям напрямую. Если раньше за тонну железной руды ГОК получал только 250 рублей, то теперь — 480. Иными словами, чтобы вдвое увеличить прибыль комбината, потребовалось лишь навести элементарный порядок.

— На Урале вы известны как собиратель металлургической отрасли. Двенадцать предприятий цветной металлургии вошли в созданный при вашем непосредственном участии холдинг «Уральская горно-металлургическая компания». А что может дать подобное же объединение комбинатов черной металлургии?

— Что ж, если объединятся под единой структурой управления Качканарский ГОК и Нижнетагильский металлургический комбинат, то образуется холдинг, составляющий пятую часть всей черной металлургии страны. Преимущества? Производственные затраты обоих предприятий в этом случае будут снижены на треть. Поэтому принципиально, чтобы собственники ГОКа и НТМК как можно быстрее нашли взаимовыгодный компромисс. Но это только начало. На мой взгляд, в холдинге должны участвовать и другие крупнейшие предприятия отрасли, расположенные на Урале, — Богословское и Караблагодатское рудоуправления, Высокогорский ГОК, Серовский металлургический завод. Убежден: если эти предприятия будут объединены, если под единым управлением сойдутся все производственные процессы, начиная от добычи руды и до выпуска готовой продукции в виде металлопроката, то уральские горняки и металлурги окажутся неуязвимыми для любых экономических потрясений. А значит, не будет задержек зарплаты, перестанут быть проблемой выплаты в бюджет в виде налогов, от которых зависит состояние социальной сферы региона. В масштабе всей страны это будет означать крепкую опору державе, каковой всегда был Урал.

— Ваши противники попытались перевести возникший вокруг Качканарского ГОКа конфликт в политическую плоскость, задействовав для этого хорошо известное на Урале движение «Май». Не это ли послужило причиной принятого вами решения баллотироваться в депутаты областного Законодательного собрания?

— То, что активисты «Мая» выступили в роли провокаторов, сегодня ясно всем. Профсоюзный комитет комбината сразу же обнародовал заявление о том, что к разыгранному спектаклю с «народным недовольством» работники ГОКа не имеют никакого отношения. Однако провокация «майцев» чуть было не привела к серьезным столкновениям и беспорядкам. Это, увы, не первый случай, когда толстосумы пытаются использовать политическое движение в своих корыстных целях. Такой опасный дуэт должен получить отпор. И не только у правоохранительных органов, но и в законодательной власти, куда все активнее рвутся политические экстремисты. Я считаю, что время политиканов и болтунов прошло. В депутатском корпусе должны работать люди, которые знают, как зарабатываются деньги, как потратить заработанное с пользой для многотысячных трудовых коллективов и как управлять сложными экономическими процессами. Возглавляемое мною движение «Новый курс — правая сила» ставит во главу угла задачи социальной защиты уральских горняков и металлургов. Старые проблемы, накопившиеся в отрасли, да и в целом регионе, требуют нового решения. У меня и моих сподвижников уже имеется опыт достижения указанных целей. Взять идею корпоративного развития металлургии, которая родилась на возглавляемом мною АО «Уралэлектромедь» и была воплощена в виде создания холдинга «Уральская горнометаллургическая компания». Новый подход к управлению полностью себя оправдал: производство получило развитие, открылись новые цеха, зарплата у рабочих выросла. Мы научились делать ставку на людей и отстаивать социальные завоевания.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow