СюжетыОбщество

СПОНСОР, ПОКАЖИ ЛИЧИКО!

Этот материал вышел в номере № 19 от 20 Марта 2000 г.
Читать
Российские футбольные клубы в преддверии чемпионата страны обзавелись крепкой финансовой крышей В субботу стартует очередной чемпионат России по футболу. В межсезонье наши команды колесили по зарубежным курортам, проводили контрольные...

Российские футбольные клубы в преддверии чемпионата страны обзавелись крепкой финансовой крышей

В субботу стартует очередной чемпионат России по футболу. В межсезонье наши команды колесили по зарубежным курортам, проводили контрольные матчи, лепили новые составы из того, что было под рукой. Короче говоря, готовились к предстоящим нечеловеческим по накалу страстей играм за звание чемпиона России. Видимо, испугавшись ужасов високосного года, наши клубы пошли на беспрецедентный доселе шаг — большинство из них обзавелись приличными спонсорами

В России до недавних пор большинство футбольных клубов предпочитали существовать исключительно на пожертвования областных и городских бюджетов. У команд всегда было веское оправдание своим неудачам: дескать, у нас в регионе резко упало производство мясо-молочных продуктов и как следствие игроки лишились зарплаты. После кризиса 98-го многие клубы-бюджетники, доселе крепыши-середнячки, такие, как «Жемчужина» и «Ротор», резко перетекли в арьергард нашего футбола.

Долгое время функционеры российских клубов, глядя на своих западных коллег, поражались: «Откуда, интересно, у них столько денег?» Оказывается, западным клубам из местных бюджетов практически ничего не платят, они сами — представляете, сами! — зарабатывают деньги.

Бюджет почти всех европейских клубов складывается по одной схеме: телевизионные права, спонсорская поддержка, продажа абонементов, билетов, атрибутики плюс различные коммерческие проекты в сумме дают как минимум 20—25 миллионов долларов. То есть бюджет европейской команды средней руки. Это не считая различных призовых и чемпионских.

Наши клубы, прознав про такое дело, страшно огорчились: «Россия ведь — это вам не Италия, Англия и даже не Испания. Это только у них, у буржуев, за билет можно заломить двадцать долларов — и публика от этого еще больше повалит на стадион, а у нас до сих пор сектора солдатами-срочниками заполняются».

Ко всему прочему, телекомпании в России небогатые, и приоритеты у них иные. Не интересует их спорт, хоть тут расшибись. К примеру, клубу уровня «Ростсельмаша» за год трансляций, дай Бог, если перепадет тысяч сто долларов. «Манчестер» и «Барселона» получают за это 70—100 миллионов в год. Западные спонсоры тоже не спешат вкладывать деньги в наш футбол.

Хотя, к примеру, «Адидас» долго и упорно убалтывал наши команды на предмет сотрудничества. Уболтал. За ним потянулись и прочие изготовители спортивной экипировки — «Диадора», «Умбро», «Лотто». Наши клубы приоделись и замерли в ожидании новых выгодных предложений: они были, но малоинтересные. Наверное, до сих пор на складах «Торпедо» лежат сотни банок просроченного «Хольстена», а в офисе «Спартака» мерцают экраны стареньких «Акаев».

Так бы и влачили наши клубы жалкое существование, если бы не российские же... олигархи. Первым здесь был «Газпром»: сия компания решила прийти на помощь вечно готовому стать суперклубом «Зениту». Затем самарским «Крыльям Советов» приделал алюминиевые лопасти в виде Касымова, Леоненко, Бородюка и Пагаева «Сибирский алюминий». Московскому «Локомотиву» на роду было написано стать подопечным «Российских железных дорог». Столичное «Динамо» превратилось в настоящий атомный реактор благодаря своему спонсору, крупнейшему производителю ядерного топлива ОАО «ТВЭЛ». «Торпедо» так и осталось в «Лужниках». Исключение — ЦСКА. Видимо, армейцам придется еще немного побыть на спецпайках Минобороны.

Как ни крути, но больше всего повезло чемпиону России. Красно-белые заключили, несомненно, наивыгоднейший контракт с ЛУКОЙЛом.

Но, к сожалению, московский «Спартак» слишком увлекся коммерцией. Ударный темп распродажи лучших игроков сменили другие, более приемлемые проекты. «Спартак-Кола», ресторан «Спартак», магазины клубной атрибутики «Спартак» не приносили должной прибыли. А тут словно манна небесная — ЛУКОЙЛ.

Сумма контракта пока не разглашается, но ясно одно — она немалая. Это соглашение отняло у руководства «Спартака» так много сил, что на нормальную трансферную политику не осталось времени.

В результате клуб покинули ведущие игроки — Цымбаларь и Евсеев. Под сомнением выступление в составе красно-белых Бузникина и Мора. На их место пришли полтора десятка никому не известных игроков.

Но чего не могут понять миллионы болельщиков «народной команды», так это зачем «Спартак» решил транслировать все свои домашние матчи на малодоступном телеканале RENTV. Теперь игру любимого клуба сможет посмотреть только около половины мужского населения России.

Болельщики не устают задаваться вопросом: почему «Спартак» пошел на это? Ответ прост: ЛУКОЙЛ, помимо красно-белых, спонсирует и RENTV. Сумма контракта с телевизионщиками тоже не разглашается. Ясно одно — «Спартак» получит более 750 тысяч долларов за один год трансляций.

Теперь поклонник красно-белых из далекой деревушки, жадно просматривая футбольные обозрения, будет жестоко завидовать московским фанатам, которые могут наблюдать игру «народной команды» непосредственно с трибун. Кстати, завидовать он будет зря.

Как оказалось, среди многомиллионной армии поклонников «Спартака» всего-навсего сотня фанатов. Именно столько было выделено льготных абонементов. Для сравнения: московское «Динамо» выпустило в продажу более трех тысяч.

Похоже, «Спартак» изобрел новую формулу своего развития: деньги — футбол — деньги. Исключив из нее главный элемент — зрителя. По такой же формуле действовали, правда короткое время, испанские «Барселона» и «Реал», немецкая «Бавария». В итоге свои домашние матчи они проводили при пустых трибунах. Телевизионные трансляции этих игр смотрели разве что любители футбола из соседних стран. Европейские гранды вовремя изменили свою тактику. «Спартак» только что ее вновь воскресил. Интересно, сколько домашних матчей в окружении пустых кресел необходимо провести красно-белым, чтобы Олег Иванович Романцев понял: в футболе главное — не деньги.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow