Сюжеты

РОЛЬ ЮРСКОГО ИСПОЛНЯЕТ ГЕНИЙ

Этот материал вышел в № 19 от 20 Марта 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Есть актеры, которые в восприятии зрителей остаются исполнителями одной яркой роли, сколько бы ролей после нее ни сыграли. Совсем другое дело Сергей Юрский... Казалось бы, он вполне мог запечатлеться в массовом сознании интеллигентом...


       
       Есть актеры, которые в восприятии зрителей остаются исполнителями одной яркой роли, сколько бы ролей после нее ни сыграли. Совсем другое дело Сергей Юрский...
       
       Казалось бы, он вполне мог запечатлеться в массовом сознании интеллигентом Груздевым из популярного сериала «Место встречи изменить нельзя» — затравленным «органами», но не потерявшим чувства собственного достоинства. Или Бендером из «Золотого теленка» — по-моему, самым удачным киновоплощением великого комбинатора.
       Но талант Юрского оказался значительней и той, и другой — пусть очень яркой и общественно доступной — роли. А дар перевоплощения — неожиданней. Если говорить о кино, достаточно вспомнить «Интервенцию» Полоки, где он исполнил сразу четыре роли, или «Любовь и голуби». Как Юрский сыграл там старика! Совсем не похожего ни на состарившегося Груздева, ни на ушедшего на пенсию с должности управдома Бендера.
       А ведь есть еще театр. Более того, он для Юрского — главное. Это понимали и власти, в середине 70-х запретившие ему работать везде, кроме театра.
       ...Много лет назад мне посчастливилось увидеть моссоветовский спектакль по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты». С великой Фаиной Раневской. Каждый ее выход на сцену, почти каждая реплика сопровождались бурными аплодисментами. Это было прекрасно, но грозило чуть ли не срывом спектакля, по крайней мере — превращением его в бенефис Раневской, исполнявшей, надо сказать, небольшую роль. И только Юрский сумел составить великой актрисе достойную конкуренцию и таким образом вывести спектакль из штопора, хоть и устремленного ввысь...
       А как блистательно Юрский сыграл Фому Опискина в том же Моссовете! А во МХАТе — режиссера Фоглера в бергмановской пьесе «После репетиции». И очень жалею, что не видел Сергея Юрьевича в БДТ, где были и «Мольер», и «Фантазии Фарятьева»...
       Одним из самых сильных моих театральных впечатлений последних лет оказались «Стулья» Э. Ионеско в «Школе современной пьесы». Можно сказать, что Юрский и Тенякова своей виртуозной и — вот ненормативный, но точный эпитет! — глубокой игрой вернули меня тогда в театр. После какой-то безотрадно серой полосы либо ложно-классических, либо претенциозно-эпатажных, либо откровенно «завлекательных» — «для нетеатралов» — спектаклей я снова вспомнил, за что люблю театр. А между прочим «Стулья» Юрский не только сыграл, но и поставил.
       О, это совсем не частый случай, когда хороший актер столь блистательно овладевает «смежной профессией» режиссера, даром что попыток более чем достаточно!
       Но хватит воспевать профессиональное мастерство Юрского. Хотя в прошлый четверг — как раз когда у нас не вышел украденный из компьютеров номер газеты — у него случился юбилей. В конце концов хороших и даже очень хороших актеров в России по-прежнему немало. Да и театральные режиссеры высокого уровня пока еще не перевелись.
       В чем же уникальность Юрского помимо совмещения этих двух на самом деле очень разных профессий?
       Боюсь, что в истинной интеллигентности.
       Нет, конечно, отогнутые мизинчики наблюдаются не только на ручках многих актрис, но и актеров, так же как словесная раскованность присуща не только многим актерам, но и актрисам... Однако и то, и это вопреки расхожему представлению не является необходимым и достаточным признаком интеллигентности. Есть другой, более надежный — безусловный приоритет духовных, извините, ценностей над материальными.
       К этим последним относятся не только квартиры, машины, дачи, шмотки, но и мелькание по ящику, присутствие в тусовке, интимные (для чего вполне достаточно языка) отношения с начальством — хоть театральным, хоть государственным.
       Вот ко всем этим ценностям Юрский как раз и не стремится. По крайней мере — в первую очередь. И именно из-за такой системы приоритетов он в свое время вынужден был уехать из любимого Ленинграда, а потом и из страны. Поэтому же и вернулся.
       Он — настоящий интеллигент и человек редкого среди представителей интеллигентских профессий чувства собственного достоинства. И потому никогда не участвует в разного рода плясках вокруг очередного приехавшего к нам вместе с крышей «любимого …ича дорогого».
       В наши дни такое неучастие уже начинает восприниматься как гражданское мужество и исключение из правил.
       Но, наверно, не стоит в связи с юбилеем замечательного артиста ругать его коллег. Тем более что, как сказал один мой добрый знакомый, артистам некогда заниматься самообразованием и самовоспитанием — это все дела вечерние, а вечерами они заняты на сцене. «Вот Юрскому, — добавил он, — как-то удается...»
       Ввиду всего вышеизложенного — от души поздравляем Сергея Юрьевича с круглым днем рождения. Желаем ему долгой творческой жизни и новых успехов в ней. Гордимся, что он друг и автор нашей газеты.
       
       P.S.
       Свой юбилей Сергей Юрский справляет на репетициях. Он ставит новый спектакль в театре «Школа современной пьесы». По действительно современной пьесе «Провокация». Премьера 7 апреля. Мы обязательно о ней напишем.

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera