Психологи считают: раньше популярными словами были «деньги» и «секс». Теперь — «Путин»
На вопросы «Новой газеты» отвечает врач-психоаналитик Николай НАРИЦЫН
— Кажется, упорное вдалбливание определенной информации должно-таки навести избирателя на мысль, что ему предлагают фальшивку. У вас есть какие-либо конкретные наблюдения по этому поводу?
— Смотрите сами. Если до недавнего времени самыми популярными словами для поиска в Интернете были «деньги», «секс», «курс доллара», то сейчас среди русскоязычных слов на первом месте «Путин». Люди действительно хотят о нем больше знать. Часто повторяется фраза, что Путин — «темная лошадка», «закрытая личность», нечто тайное. Я восхищаюсь маркетинговым талантом Владимира Владимировича.
Закрытость, неизвестность — невероятно грамотный маркетинговый шаг, чтобы пробудить интерес к какой-то личности. Человек как бы и на виду, и в то же время создан имидж чего-то совершенно секретного. Простимулировать активную часть населения, заставить поискать сведения, заинтересовать, вложить собственный труд, чтобы найти информацию о Путине, — один из самых эффективных способов привлечь к нему внимание. Если человек потратил свое время, узнавая что-то о ком-то, то этот кто-то становится как бы дороже, ближе и роднее.
Самым лучшим человеком, выполняющим функции пиарщика для нашего и. о., является Вешняков, когда он то и дело одергивает каких-нибудь излишне ярых и лихих пропагандистов Путина или запрещает распространять о нем книгу. А с каким уважением он лишний раз произносит его имя в эфире, ставя в один ряд понятие «гарант закона» и имя «Владимир Владимирович».
— То есть максимальная псевдозавуалированность личности и. о. является основным способом рекламы?
— Во всяком случае это весьма надежный вариант. Другое дело, что он теряет свою актуальность по мере того, как мы больше и больше о нем узнаем. Говорить сегодня, скажем, что Путин — человек совершенно закрытый, что о нем ничего не известно, поздно. Народу уже известно даже, какая собака в семействе Путина, как домочадцы отзываются о его походке. Подобные вещи стали достоянием широкой общественности.
Еще один пример достаточно грамотного маркетингового хода. Сначала поднимается шум по поводу вышедшей книги о Путине, вызывается к ней повышенный интерес общественности, а потом говорится, что с позиций закона нельзя ее распространять. Но ни Зюганова, ни какого другого кандидата не сняли с предвыборной гонки за то, что они издали и распространяют свою книгу. Книга же Путина закрывается очередной завесой таинственности. Здесь тоже есть лазейка: в нашей стране, что называется, из-под полы она все равно пойдет, и люди проявят к ней интерес. Самый эффективный метод — это создать для электората некоторые препятствия, которые он успешно преодолеет.
— Можно назвать предвыборную политику Путина популистской?
— Да, это грамотная работа пиарщиков и. о. Экономического процветания в ближайшие годы ждать не придется. Поэтому брать на себя какие-то экономические обязательства, предлагать какую-либо экономическую программу — полный провал. Поднимать сегодня на щит лозунги экономики невыгодно. Тем более что в период десяти лет после перестройки кто только этим не занимался, и ни во что уже простой смертный обыватель не верит. Путин об экономике — молчок.
— Происходит ли апелляция к нашему пресловутому имперскому сознанию?
— Имперская идеология использовалась в России всегда, когда возникала задача консолидации власти. Самый простой способ объединить людей — найти внешнего врага и указать на него пальцем.
Если говорить языком психоаналитика, Путин явно претендует на роль отца-защитника. Плюс к этому с позиции простого российского обывателя демократия себя не оправдала.
— Но агитация за Путина порой до смешного откровенна…
— В России достаточно часто пытаются применять методы пропаганды, привезенные из-за рубежа. Это касается не только политической пропаганды, но и рекламы вообще. Приходится учитывать особенности российского менталитета. Скажем, классический вариант российской рекламы — то, что провел в свое время Мавроди. Использование методов пропаганды, принятых в Западной Европе и США, в России зачастую бесполезно. Из-за этого результат у нас часто непрогнозируемый. Иногда побеждают на выборах совершенно неожиданные кандидаты и терпят поражение те, на кого работала мощная команда психологов. Подобное случилось на некоторых губернаторских выборах...