Сюжеты

ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИНОКЛЬ

Этот материал вышел в № 21 от 27 Марта 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

...8 декабря 1991 года распался Советский Союз. По Москве юродивой зимней ведьмой заплясала шоковая терапия. А на 9 декабря у меня были билеты на премьеру «Золушки» в КДС. И мы туда отправились вдвоем с бабушкой. В 1960 годы она меня за...


       
       ...8 декабря 1991 года распался Советский Союз. По Москве юродивой зимней ведьмой заплясала шоковая терапия.
       А на 9 декабря у меня были билеты на премьеру «Золушки» в КДС. И мы туда отправились вдвоем с бабушкой.
       В 1960 годы она меня за руку водила в балет. В декабре 1991-го, вестимо, я ее вела под руку по гололеду.
       «Золушка» блистала костюмами, зал был полон взрослых и детей. Но в антракте — в державном буфете КДС выстроилась километровая очередь за мутным, пайкового вида мармеладом по 9 коп.: московские прилавки были пусты. Над очередью стоял нервный шепот: как жить и чего ждать?
       Потом те же люди вернулись в зал и по старой традиции аплодировали, вызывали на поклон дирижера перед последним актом.
       ...И когда мы шли домой по гололеду, бабушка моя, дочь врача, погибшего в Добровольческой армии А. И. Деникина, сама — фронтовой врач Отечественной, видевшая на веку много больше, чем ей полагалось бы по разумной гражданской логике, сказала вдруг:
       — Послушай, но если идет «Золушка» и Дворец съездов полон, если все девочки в белых бантах, если люди кричат «Браво!» и несут на сцену цветы, может быть, ничего? Может быть, и это еще не конец света?
       ...Девять лет длилась эпоха. И явно подошла к концу. Как жить и чего ждать — крайне неясно. Общий итог: скептицизм, усталость, опустившиеся руки. Но в Москве чуть не каждую неделю происходит новая премьера, чаще — сильная и профессиональная. И залы полны. И выросли дети в мятых джинсах — не глупей детей в белых бантах.
       И всякий раз, когда перед последним актом вызывают оркестр или на сцену несут цветы, я думаю: значит, еще ничего...
       И ощущение хронической усталости общества опровергает театр. А зеркало его — фестиваль «Золотая маска».
       ...Это еще, вероятно, не «Русские сезоны». Но в одноактных балетах Алексея Ратманского, в красноярском спектакле «Кармина Бурана» на музыку Карла Орффа, в екатеринбургской «Свадебке» реально обновляется и развивается балет. Петербургский детский музыкальный театр «Зазеркалье» (кстати, выросший в эти трудные, но свободные годы) привез в Москву трагический и яркий спектакль «Сказки Гофмана» (а в апреле у них премьера оперы «Соловей» Стравинского).
       В конкурсе и в офф-программе — такие разные новации: от сбивчивых монологов Евгения Гришковца до редчайшей на нашей сцене попытки Екатеринбургского ТЮЗа поставить «житийный» спектакль, православную мистерию по византийскому источнику.
       Шекспир, Гофман, Стриндберг, Гоголь, Чехов и даже воспоминания П. В. Нащокина и В. Ф. Вяземской — в репертуаре, классика властвует в драматическом театре...
       Залы полны.
       И, значит, мрачные пророчества девятилетней давности о неизбежном «раскультуривании», одичании, крайней прагматизации общества несостоятельны.
       А внутренний затяжной шок общества все же выдает отсутствие в репертуаре фестиваля новых пьес.
       Впрочем, есть «Комната смеха» Олега Богаева. А в репертуаре «Золотых масок» предыдущих двух-трех лет, сколь помнится, «новых драматургов» не было вовсе.
       ...И в целом, если видеть в театре, в «Золотой маске» «зеркало русской эволюции», у «маски» невеселое, строгое, но вполне достойное лицо. «...Есть бог театра!» — как говаривали во времена Мольера. Он жив. И занят своим делом.
       
       P.S.
       Как в зеркале «Золотой маски» отражается профессиональный процесс, рассказывают члены жюри фестиваля. А отдел культуры «Новой газеты» который день спорит о «Макбете»…

       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera