Сюжеты

ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИНОКЛЬ

Этот материал вышел в № 21 от 27 Марта 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

...8 декабря 1991 года распался Советский Союз. По Москве юродивой зимней ведьмой заплясала шоковая терапия. А на 9 декабря у меня были билеты на премьеру «Золушки» в КДС. И мы туда отправились вдвоем с бабушкой. В 1960 годы она меня за...


       
       ...8 декабря 1991 года распался Советский Союз. По Москве юродивой зимней ведьмой заплясала шоковая терапия.
       А на 9 декабря у меня были билеты на премьеру «Золушки» в КДС. И мы туда отправились вдвоем с бабушкой.
       В 1960 годы она меня за руку водила в балет. В декабре 1991-го, вестимо, я ее вела под руку по гололеду.
       «Золушка» блистала костюмами, зал был полон взрослых и детей. Но в антракте — в державном буфете КДС выстроилась километровая очередь за мутным, пайкового вида мармеладом по 9 коп.: московские прилавки были пусты. Над очередью стоял нервный шепот: как жить и чего ждать?
       Потом те же люди вернулись в зал и по старой традиции аплодировали, вызывали на поклон дирижера перед последним актом.
       ...И когда мы шли домой по гололеду, бабушка моя, дочь врача, погибшего в Добровольческой армии А. И. Деникина, сама — фронтовой врач Отечественной, видевшая на веку много больше, чем ей полагалось бы по разумной гражданской логике, сказала вдруг:
       — Послушай, но если идет «Золушка» и Дворец съездов полон, если все девочки в белых бантах, если люди кричат «Браво!» и несут на сцену цветы, может быть, ничего? Может быть, и это еще не конец света?
       ...Девять лет длилась эпоха. И явно подошла к концу. Как жить и чего ждать — крайне неясно. Общий итог: скептицизм, усталость, опустившиеся руки. Но в Москве чуть не каждую неделю происходит новая премьера, чаще — сильная и профессиональная. И залы полны. И выросли дети в мятых джинсах — не глупей детей в белых бантах.
       И всякий раз, когда перед последним актом вызывают оркестр или на сцену несут цветы, я думаю: значит, еще ничего...
       И ощущение хронической усталости общества опровергает театр. А зеркало его — фестиваль «Золотая маска».
       ...Это еще, вероятно, не «Русские сезоны». Но в одноактных балетах Алексея Ратманского, в красноярском спектакле «Кармина Бурана» на музыку Карла Орффа, в екатеринбургской «Свадебке» реально обновляется и развивается балет. Петербургский детский музыкальный театр «Зазеркалье» (кстати, выросший в эти трудные, но свободные годы) привез в Москву трагический и яркий спектакль «Сказки Гофмана» (а в апреле у них премьера оперы «Соловей» Стравинского).
       В конкурсе и в офф-программе — такие разные новации: от сбивчивых монологов Евгения Гришковца до редчайшей на нашей сцене попытки Екатеринбургского ТЮЗа поставить «житийный» спектакль, православную мистерию по византийскому источнику.
       Шекспир, Гофман, Стриндберг, Гоголь, Чехов и даже воспоминания П. В. Нащокина и В. Ф. Вяземской — в репертуаре, классика властвует в драматическом театре...
       Залы полны.
       И, значит, мрачные пророчества девятилетней давности о неизбежном «раскультуривании», одичании, крайней прагматизации общества несостоятельны.
       А внутренний затяжной шок общества все же выдает отсутствие в репертуаре фестиваля новых пьес.
       Впрочем, есть «Комната смеха» Олега Богаева. А в репертуаре «Золотых масок» предыдущих двух-трех лет, сколь помнится, «новых драматургов» не было вовсе.
       ...И в целом, если видеть в театре, в «Золотой маске» «зеркало русской эволюции», у «маски» невеселое, строгое, но вполне достойное лицо. «...Есть бог театра!» — как говаривали во времена Мольера. Он жив. И занят своим делом.
       
       P.S.
       Как в зеркале «Золотой маски» отражается профессиональный процесс, рассказывают члены жюри фестиваля. А отдел культуры «Новой газеты» который день спорит о «Макбете»…

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera