Сюжеты

«ОСКАР» ЗАГЛЯДЕЛСЯ НА ЕВРОПУ

Этот материал вышел в № 22 от 30 Марта 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

НА ЕВРОПУ Уж утро близилось, а «Оскара»... все не объявляли. Зависли компьютеры, и только счастливые обладатели «НТВ плюс», того самого, что стоит, как несколько упаковок чего-то совсем не нужного, уже попали в число посвященных...


НА ЕВРОПУ
       

    
       Уж утро близилось, а «Оскара»... все не объявляли. Зависли компьютеры, и только счастливые обладатели «НТВ плюс», того самого, что стоит, как несколько упаковок чего-то совсем не нужного, уже попали в число посвященных... Впрочем, тщательно оберегаемые результаты «Оскара» заведомо легко просчитывались. И в этом смысле наши президентские выборы мало отличались от их «оскароносных». Основные номинации, как и ожидалось, отхватила малобюджетная «Красота по-американски» (American Beauty) Джоэла Осмента.
       Фильм начинается с обещания главного героя клерка Лестера Бернхэма умереть через год. И (что совершенно невозможно в голливудском кино) герой Кевина Спейси свое обещание выполняет. Английский режиссер Сэм Мендес с истинно европейской непочтительностью продолжает раскачивать столпы священных мифов Голливуда, набивших оскомину стереотипов: американской мечты, образа жизни, семьи. Вслед за «Бойцовским клубом», «Магнолией», «Правилами винного цеха» его фильм развенчивает незыблемые каноны и стандарты. Традиции Чехова и Олби (в фильме даже есть назывная цитата — «мертвая белая чайка») спрессованы в откровенной до цинизма трагифарсовой притче о прозрении. Способен ли самый обыкновенный человек остановить никчемный, осточертевший, как рекламная чешуя, поток собственной бессмысленной жизни. И вернуться. К себе самому. И впустить в свое сердце красоту. Даже если оно, сердце, не выдержит. Пять «Оскаров» свидетельствуют не столько о грядущей интеллектуальной революции Голливуда, сколько о его неистребимом умении дышать в одном ритме со временем.
       Среди них — «Оскар» за лучшую мужскую роль Кевину Спейси, что вряд ли прибавит новые штрихи к репутации звезды первой величины, которого критики и так уже полюбили сравнивать с Хоффманом и Николсоном. Ожидалось, что серьезное соперничество несравненной Мерил Стрип («Музыка сердца») составит партнерша Кевина Спейси — Аннет Беннинг, с блеском сыгравшая бенефисную трагикомическую роль в «Красоте по-американски», настоящую жгучую «смесь мимозы и крапивы». Однако неожиданно (для всех и для себя) приз получила экстравагантная 25-летняя звезда Хилари Суонк («Мальчики не плачут»).
       Мастерский клип из картин Анджея Вайды предварял вручение польскому классику почетного приза «За вклад в киноискусство». Зал стоя приветствовал знаменитого мэтра, который только что завершил работу над великолепным, источающим не только красоту, но живую энергию, кинополотном «Пан Тадеуш». Так постепенно развенчивается еще один миф о болезненном пристрастии американцев только ко всему американскому. Во всяком случае, одним из самых обласканных зрителями «оскароносцев» стал испанец Педро Альмодовар, увезший заслуженный приз за лучший иностранный фильм — бурлескную комедию «Все о моей матери» (картина, занимающая верхние строки во всех критических рейтингах).
       Здесь стоило бы отметить просветительскую направленность «Оскара». Общеизвестно, что присуждение фильму кинопремии реально увеличивает сборы на миллионы долларов. Однако далеко не все осведомлены, что состоящая из 12 секций американская Академия кинематографических искусств и наук располагает богатейшим киноархивом, библиотекой, проводит лекционную работу. Это та самая многоярусная глыба, скрытая под водой, которая и позволяет из года в год звездно сверкать праздничному айсбергу.
       Не могла политкорректная Академия не отдать дани самой дорогой и самой выгодной ветви — высокотехнологичному многобюджетному кино киберпанковой эпохи. Его лицо вполне достойно в этом году представила киноутопия «Матрица» и, получив весь букет «Оскаров» за эффекты от звука до монтажа, с достоинством продолжает свое триумфальное шествие по экранам мира.
       Для нас же главной (и очень долгожданной) сенсацией нынешней церемонии стало вручение премии «Оскара» «старожилу» американского конкурса российскому аниматору Александру Петрову. Ранее американцы лишь охотно номинировали его картины «Корова» (по Платонову), «Русалка», отдавая предпочтение навороченным компьютерным «местным» шлягерам. Однако мощь, блеск рукотворного мастерства (Александр Петров работает в сложнейшей, удивительной технике — живопись по стеклу) пробила брешь в железобетонных патриотических чувствах хозяев конкурса, и приз был вручен скромному аниматору из Ярославля. Впрочем, мастерство российского аниматора еще раньше оценили канадские продюсеры и вложили в его картину «Старик и море» 2 миллиона долларов. Формально в титрах фильма заявлены три страны: Канада, Япония и Россия. Хотя участие в этом межконтинентальном проекте России ограничивается руками самого автора. Петров живописал свое любимое произведение «Старик и море» по собственной художественной воле, и благодарным зрителям за океаном осталось лишь увидеть петровского Хемингуэя и восхититься, и принять его.
       Наши зрители посмотреть фильм практически не могут, ибо он требует специальной проекции в специальных залах IMAX с мега-экраном в шестиэтажный дом. С этого мега-экрана и льется, стекает в зал живое море, звучащее из всех динамиков долби-системы. Одушевленный экран поражает, оглушает степенью проникновения в пространство живописи. Кстати, сам Хемингуэй признавался в умении отличать подлинник от подделки, так же как собака чует настоящую дичь. Не анализировать картины, а просто «смотреть и получать от них удовольствие». Смотреть и впускать в свое сердце красоту...
       
       P.S.
       Чуть не забыла, в предыдущие годы Александр Петров выдвигался и на «Нику» с картиной, нисколько не уступающей в своих эстетических достоинствах экранизации Хемингуэя. Однако наши «академики» сочли его фильм недостойным и предпочли ему одну из серий коммерческого проекта. А нам остается лишь «следовать тенью» за избранными и «привыкать к несовпаденью»...

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera