Сюжеты

«НИКА» БЕЗ НИКИТЫ

Этот материал вышел в № 22 от 30 Марта 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Как это там, в несложной песенке? «Мы выбираем, нас выбирают...». В конце марта тема «выбора» достала всех и каждого. Урну для злосчастного волеизъявления за бешеные деньги спустили вертолетом даже якутским оленеводам. Но в то самое время,...


       
       Как это там, в несложной песенке? «Мы выбираем, нас выбирают...». В конце марта тема «выбора» достала всех и каждого. Урну для злосчастного волеизъявления за бешеные деньги спустили вертолетом даже якутским оленеводам. Но в то самое время, пока оленеводы мучительно решали проблему привычного «несовпаденья», избранные из избранных выбирали достойнейших кинематографистов. Американские киноакадемики наконец определились, кого осчастливить позолоченным символом триумфа «Оскаром», наши, тоже академики, не дремали и назвали номинантов на главную национальную премию в области кинематографа — крылатую «Нику»
       
       Судя по всему, рубеж веков — веха, не воодушевляющая на мощные революционные преобразования. Ныне радикальный авангард, эстетический и политический экстремизм — не в моде. Набило оскомину жириновско-брынцаловское фиглярство, остепенились и поскучнели соратники отвязного неотразимого Тарантино, да и наша молодая кинопоросль — «дети чугунных богов», еще несколько лет назад отхватывавшие главные «Ники», в поисках собственной респектабельности пооткрывали фирмы и студии, дабы снимать вполне консервативное кино.
       Подавляющее число номинаций на «Нику-2000» поделили фильмы зрелых мастеров: «Барак» Валерия Огородникова и «Хрусталев, машину!» Алексея Германа. Собственно, «Барак» в своей попытке отразить корчи сталинской эпохи и есть — «долгое эхо» «Хрусталева». И судя по всему, мучительно рождаемое, поначалу несправедливо недооцененное косными французами творение Германа будет наконец увенчано заслуженными лаврами...
       Главной интригой нынешней «Ники» стал запланированный отказ от участия в «забеге» Никиты Михалкова (его непростые отношения с отечественной кинопремией имеют долгую историю. Правда, и оскаровским номинантом «Цирюльнику» стать не довелось) и внезапный (буквально накануне оглашения номинантов) отзыв «Молоха» Александра Сокурова. Несомненно, «Молох» был в числе главных претендентов на «Нику». Возможно, поэтому в первой тройке фильмов оказался «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина, а среди лучших режиссеров — Валерий Приемыхов с фильмом «Кто, если не мы». Александр Сокуров предпочел не ретироваться заранее по-английски, а в точности повторить свой кинотавровский демарш с громким хлопаньем дверью. Что ж, по-видимому, мэтры не слишком благоволят к российской крылатой премии.
       Среди документальных картин выбор также заранее был предопределен. Рядом с портретной зарисовкой «Lacrimoza», посвященной памяти Таривердиева, — два фильма, и без того уже снискавшие себе известность наиболее заметных работ года. Это «Трасса» Сергея Дворцевого и «Частные хроники. Монолог» Виталия Манского. Актерский «ансамбль» номинантов выглядит заслуженным и «остепененным» и без очередной премии. Михаил Ульянов и Нина Усатова, Валерий Приемыхов и Елена Сафонова, Леонид Ярмольник и Нина Русланова. Что им Гекуба, то есть «Ника». Весь этот «парад» будет увенчан уже совершенно классическим именем Михаила Швейцера, которому вручат корону-премию «За честь и достоинство» (что конечно же делает честь и самим академикам).
       «Ника» (если кто забыл) — первая подобная профессиональная премия в отечественных пенатах. По ее стопам помчались разные «Тэфи», «Овации», «Маски», десятки других конкурсов. Однако же набирающей год от года респектабельность «Нике» удается сохранять свежесть восприятия веяний киномоды. В то же время уже очевидно, что наша импульсивная четырнадцатилетняя «богиня», жаждущая походить на строгого почти 70-летнего заокеанского дедушку «Оскара», нуждается в существенной корректировке своего свободного полета. Дело даже не столько в вопросе компетентности и способа избрания самих «академиков», сколько в осмыслении и разработке точного, продуманного регламента всех этапов конкурса, в его точном структурировании.
       В частности, не вполне отрегулирован сам способ выдвижения фильмов-претендентов. Да и понятие «национальный фильм» требует уточнения. Вот, к примеру, Иоселиани во Франции, или белорус Тумеля в Москве снимают фильмы какой национальности? Среди возможных призеров в анимационной секции этого года фильм «Дерево с золотыми яблоками», снятый Натальей Дабижа в рамках большого заказного проекта «Би-би-си». А точно такая же работа Галины Беда «Тростниковая шапочка», выполненная по лекалам того же «заказа», уже не рассматривалась. Вместе с тем среди номинантов на профессиональную премию «Ника» в области анимации — архитектор Николай Богаевский с компьютерным трехминутным «Колобком». «Колобок» — милая «проба пера», сделанная автором дома для собственных детей, выдвигается на приз «за мастерство в профессии»?
       Может быть, из-за подобных несуразностей (не говоря уж о слабом еще влиянии приза на успех фильма в прокате) еще не все отечественные киномастера во сне и наяву грезят о «Нике» — первой и главной российской кинопремии...
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera