СюжетыОбщество

СИЦИЛИАНСКАЯ ЗАЩИТА

Этот материал вышел в номере № 22 от 30 Марта 2000 г.
Читать
Спектакли по пьесам Эдуардо де Филиппо были очень популярны во всем мире в пятидесятых годах. Наша страна немножечко подумала и выбрала для патетического итальянца с куртуазным псевдонимом (настоящее имя де Филиппо — Пассарелли) более...

Спектакли по пьесам Эдуардо де Филиппо были очень популярны во всем мире в пятидесятых годах. Наша страна немножечко подумала и выбрала для патетического итальянца с куртуазным псевдонимом (настоящее имя де Филиппо — Пассарелли) более знаковое место и время в своем сознании — годы шестидесятые. «Филумена Мартурано», «Мэр района Санита», «Неаполь — город миллионеров» шли тогда по всей стране.

Единая, но многофункциональная декорация, монтажный принцип построения спектакля, уподоблявший течение сценического действия потоку жизни, — это пришло в итальянский послевоенный театр из кино творивших тогда Висконти и Дзеффирелли, и все это сохранено на сцене Театра сатиры в спектакле Михаила Мокеева «Неаполь — город миллионеров».

Кое-как сделанная маленькая каморка синьора Дженнаро Йовине, куцая скатерть на столе, огромная кровать с гигантскими пуховыми перинами, таящими в себе раблезианские запасы еды, стол для посетителей домашней нелегальной кофейни: в небогатой неапольской квартирке 1942 года очень тесно и чувствуется неприкрытая нужда, которая весьма не прочь разбогатеть. Стать богачами хочет вся семья: сынок Амедео, один из первых возведший шутливый девиз неаполитанцев «у нас дураков нет» в закон жизневыживания, дочка Мария Розария, под прикрытием походов в кино «Рома» гуляющая направо и налево, даже соседка Аделаида рада за маленький гостинец расплатиться лживым ласковым словцом. Время работает пока против них: в городе оккупанты, ежечасные бомбежки, голод. Всем хочется спокойно и, может быть, даже честно жить, и все обращаются с этим к Дженнаро, отцу семейства, нелепому, контуженному в 14-м году Дженнаро, по забывчивости съедающему чужие макароны (этот парадоксальный пример воровства будет расценен сыном как руководство к действию). «Вы спрашиваете, зачем затеваются войны? Чтобы все товары попрятать!» Слов Кассандры, провидения и совести, чьи функции здесь архетипически совмещает Спартак Мишулин, никто не слышит, и все по-прежнему так деловиты: его супруга донна Амалия (Ольга Аросева) на пару с влюбленным в нее подельником Эррико спекулирует продуктами, сын ворует, дочь гуляет... Фирменная «сатировская» интонация нередко занавешивает смысл патетических и гневных речей Дженнаро, но это даже на пользу спектаклю: аромат спектакля не в них.

То, о чем он говорит, терпеливый зритель слышит в каждом выпуске новостей: терроризм, взрывы домов, исчезновение корабля с грузом. И еще мешает неотвязный мишулинский образ Карлсона, который в некоторых сценах, правда, даже помогает. А сын Амедео кричит ему: «Зачем ты мне все это рассказываешь?!»

Но Дженнаро да полубезумная старая дева, ждущая с войны своего убитого жениха, — единственные верные себе люди. Даже у многодетного бухгалтера Риккардо получается стать человеком только после хлестких ударов судьбы. А донн'Ама становится матерью только в финале, когда ее смертельно заболевшей дочке бескорыстно приносит спасительное лекарство обобранный ею бухгалтер...

При всем злодействе роли для Аросевой этот спектакль — ее бенефис. Она беспрерывно меняет шикарные платья, иногда уходит со сцены, уступая место новому поколению «Сатиры», использует все голосовые октавы, то поражая лицемерием, то расчетливостью и неизменно очаровывая великим женским терпением и непреходящей любовью к своему нелепому даже в ее глазах, но все равно единственному мужу. Когда в конце первого действия обсыпанный мукой Дженнаро, только что изображавший неприступного покойника на священной кровати со съестным, уходит из дома, она единственная из всей разбитной компании замечает его уход и безмолвно смотрит ему вслед...

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow