Сюжеты

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЧАРТКОВА

Этот материал вышел в № 24 от 06 Апреля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Русский романтизм» в галерее «Дом Нащокина» Русский музей явно раскрыл запасники. Имена все те же: Кипренский, Дж. Доу, Тропинин, Александр Орловский, пушкинский знакомец, и Евграф Рейтерн — тесть Жуковского, Сильвестр Щедрин, Максим...


«Русский романтизм» в галерее «Дом Нащокина»
       
       Русский музей явно раскрыл запасники. Имена все те же: Кипренский, Дж. Доу, Тропинин, Александр Орловский, пушкинский знакомец, и Евграф Рейтерн — тесть Жуковского, Сильвестр Щедрин, Максим Воробьев, молодой Айвазовский... Но — работы малознакомые.
       Первое ощущение: все это мог бы написать гоголевский художник Чартков. Половину полотен до встречи с «Портретом» дьявола в костюме грека-ростовщика. А вторую — после.
       ...Мы забыли, как приторно пестр был модный «итальянский жанр», каким бодрым и широкоплечим мог выглядеть Гоголь на полотне Федора Моллера (о каковом каталог честно сообщает: «Портрет лишен каких бы то ни было качеств, свидетельствующих о профессии изображенного»).
       Но рядом — поразительный «Портрет Адама Швальбе» кисти Кипренского. Легкомысленный, но во фрунте исправный Великий князь Михаил Павлович на портрете Доу... Петербургский почт-директор К. Я. Булгаков, брат и корреспондент пушкинского злопыхателя А. Я. Булгакова, — на портрете Викентия Бриоски.
       За плечом у почтенного почт-директора, над отворотами сюртука и зеленым фуляровым платком — разъезд троек от станции по зимней дороге, под снегом, меж полосатых шлагбаумов... 1830 год, год «Станционного смотрителя».
       «Портрет неизвестной в зеленом платье» Тимофея Неффа. Другая неизвестная сидит у окна, раскрытого в сад, расправив кисейные юбки. Это «Татьяна. По мотивам романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Е. Рейтерна. 1840 годы. Третья в том же роде стоит у клавиатуры, ее шаль расшита будто по мотивам северорусской святочной песни «Виноградье красное-зеленое», а на развороте нотной тетради по-французски написано «Бабочки. Рондо». (Карл Рейхель «Портрет молодой женщины у фортепьяно». 1813. — см. фото.)
       ...И там, где у полузабытых портретистов есть такие неизвестные модели, будут и Тютчев, и Блок, и рассказ «Чистый понедельник», и лозунг «Все для фронта!», и анекдот «Так-таки на работу и ходят? Плату за вход брать не пробовали?»
       В общем — русский романтизм как зеркало русского романтизма.
       В совокупности очень разные полотна образуют стиль эпохи.
       Воротниковский пер., 12. До конца апреля
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera