Сюжеты

ТОПТАТЬСЯ НА МЕСТЕ — СМЕРТИ ПОДОБНО

Этот материал вышел в № 25 от 10 Апреля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

СМЕРТИ ПОДОБНО Под этой рубрикой мы печатаем ответы известных экономистов и политиков на недоуменные, порой нелепые с точки зрения экономической науки «обывательские» вопросы, связанные с острыми ситуациями нашего бытия. «Новая газета»...


СМЕРТИ ПОДОБНО
       
       Под этой рубрикой мы печатаем ответы известных экономистов и политиков на недоуменные, порой нелепые с точки зрения экономической науки «обывательские» вопросы, связанные с острыми ситуациями нашего бытия. «Новая газета» обратилась к Б. ГРЫЗЛОВУ, Г. ЗЮГАНОВУ, В. ЖИРИНОВСКОМУ, С. КИРИЕНКО, О. МОРОЗОВУ, Е. ПРИМАКОВУ, В. ПУТИНУ, Г. СЕЛЕЗНЕВУ, Е. СТРОЕВУ, Г. ЯВЛИНСКОМУ с просьбой ответить на ключевые, по мнению читателей, вопросы российской экономики
       
       1
       КАКОЙ ИЗ ВАРИАНТОВ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ ВЫ ОТСТАИВАЕТЕ? Они: а) должны быть доведены до конца в том варианте, в каком были начаты в 1992 году; б) требуют серьезной, глубокой корректи ровки с точки зрения их социальных результатов; в) требуют отказа от проводившейся Ельциным, Гайдаром, Чубайсом экономической политики в пользу усиления роли государства в регулировании рыночных отношений.
       
       2
       ВЫ ЗА СВОБОДНУЮ КУПЛЮ-ПРОДАЖУ ЗЕМЛИ ИЛИ ПРОТИВ? ПОЧЕМУ?
       
       3
       ЦЕНЫ РАСТУТ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ИНДЕКСИРУЮТСЯ ЗАРПЛАТЫ И ПЕНСИИ. МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ?
       
       4
       КОРРУПЦИЯ, КРИМИНАЛЬНЫЙ ПЕРЕДЕЛ СОБСТВЕННОСТИ ГРОЗЯТ СТАТЬ РАКОВОЙ ОПУХОЛЬЮ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. КАКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ?
       
       5
       КАКОЕ РЕШЕНИЕ, КАСАЮЩЕЕСЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ (БУДЬ ТО ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАКОН ИЛИ ПРЕЗИДЕНТСКИЙ УКАЗ), ВЫ СЧИТАЕТЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫМ?
       
СЕГОДНЯ НА НИХ ОТВЕЧАЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ ФРАКЦИИ «ЕДИНСТВО» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ БОРИС ГРЫЗЛОВ
       


            
       1
       В вопросах «Новой газеты» уже как бы содержатся своего рода варианты ответов. И в каждом из них есть свои рациональные зерна. Тут, с моей точки зрения, в первую очередь надо исходить все-таки из того, что сейчас на дворе у нас уже 2000 год, а не 1992—1993 годы, на которые пришлась самая жаркая полемика по поводу выбора пути развития страны. И что все мы — и сторонники, и самые горячие противники реформ — живем теперь уже в другой стране. И не в последнюю очередь благодаря тому, что начиная с 1992 года реформы стали проводиться в жизнь. Пусть пробуксовывая, пусть медленно, пусть со скрипом... Факт, однако, остается фактом.
       Мне кажется, что во многом мы еще не вышли на более высокий виток в своем развитии именно потому, что реформы наши носили незаконченный характер. Другое дело, что наша молодая тогда исполнительная власть не обладала еще опытом проведения такого рода реформ — а кто им тогда обладал вообще? — и что реформы проводились поспешно с учетом того крайне тяжелого экономического положения, в котором находилась страна. Вносить корректировки в эти реформы приходилось на ходу.
       Отмечая некоторый идеализм наших реформаторов, нельзя не сказать и о том, что они действовали в условиях очень жесткого прессинга со стороны самых разных сил в обществе и при этом были абсолютно искренни в своем стремлении уйти от прошлого, сделать качественный рывок в будущее.
       Теперь же мы накопили определенный опыт, пришли к пониманию того, что при проведении реформ следует уделять намного больше внимания их социальному аспекту, что нельзя пускать на самотек заботу об отечественном производителе. Изменилось и наше представление о роли государства и об участии государства и его ключевых институтов в регулировании рыночных отношений; об отстаивании интересов отечественного производителя, в том числе и на международной арене; о системообразующей роли опережающих наукоемких технологий. Но все это могло прийти только с опытом.
       Так что, понимая эти проблемы не только теоретически, но и столкнувшись на практике с тем, что незавершенность наших реформ служит очевидным и серьезным препятствием для дальнейшего развития России, для нового качественного рывка вперед, мы вместе с тем не должны игнорировать те рациональные зерна, которые содержатся и во втором, и в третьем вариантах ответа на этот вопрос. На базе осознания всего этого и должна родиться стратегия развития России на многие годы вперед.
       
       2
       Вопрос о частной собственности на землю очень сложен сам по себе, особенно в российских условиях — с учетом всего того наследия по данному вопросу, корни которого уходят в нашу древнюю историю. Вместе с тем нельзя не отдавать себе отчет в том, что без принятия нового закона о частной собственности или же земельного кодекса Россия будет либо очень медленно двигаться по пути рыночных преобразований, либо вообще топтаться на месте, что в наших условиях смерти подобно.
       Наша фракция считает принятие земельного кодекса ключевым моментом всей экономической политики. Это будет означать и переход земель в собственность эффективных производителей путем купли-продажи, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения; и развитие таких современных и очень нужных людям форм хозяйствования, как, например, ипотека.
       Вместе с тем принимать земельный кодекс не следует поспешно, впопыхах именно с учетом важности данного вопроса. Мы тут как раз согласны с президентом России В. В. Путиным, который заявил в Иркутске, что этот вопрос требует тщательного изучения и тщательной проработки. Именно поэтому наш представитель в Комитете по аграрным вопросам в Думе выступил за то, чтобы рассмотрение вопроса о земельном кодексе на пленарном заседании Думы было перенесено с марта на более поздний срок.
       Наше понимание сути предлагаемого проекта земельного кодекса во многом совпадает с тем, что было подготовлено специалистами из фракции СПС, с которой мы тесно сотрудничаем в Государственной Думе. Вместе с тем мы сейчас внимательно изучаем выносимый на рассмотрение проект, чтобы окончательное решение вопроса о частной собственности на землю в России отвечало как интересам развития страны в целом, так и интересам эффективных собственников и производителей отечественной сельскохозяйственной продукции.
       
       3
       Вопрос об «опережающем» росте цен и об индексации пенсий и зарплат трудящихся нельзя рассматривать в отрыве от контекста всей социально-экономической политики государства.
       При выборе стратегии экономического развития, над проектом которой работают сейчас лучшие умы, привлеченные к сотрудничеству исполнительной властью, нельзя сбрасывать эту проблему со счетов. Вместе с тем решение данного вопроса определяется тем, насколько хорошо будет развиваться наша экономика, насколько быстро мы сумеем преодолеть кризисные явления, насколько эффективно сможем привлекать внутренние и внешние инвестиции в интересах экономического развития.
       Рост размеров пенсий и заработной платы в государственном секторе неразрывно связан с поступлениями в государственный бюджет. А это помимо прочего подразумевает и гораздо более эффективную экономическую политику, и в первую очередь совершенствование налогового законодательства, повышение эффективности работы фискальных органов.
       Мы не раз говорили о необходимости минимизации так называемых социальных последствий экономических реформ. Вся деятельность нашей фракции в Государственной Думе будет направлена на проведение такой социальной политики, которая соответствовала бы интересам большинства и потребностям наименее социально защищенных групп населения.
       
       4
       Безусловно, борьба с преступностью и коррупцией является сейчас одной из главных задач, стоящих перед всеми ветвями власти. Без решения этой задачи мы вряд ли сможем даже приблизиться к решению всех других проблем, стоящих перед российским обществом.
       С одной стороны, нам предстоит повысить эффективность наших органов внутренних дел и вообще всех без исключения так называемых силовиков. Под этим я понимаю не только увеличение заработной платы всем сотрудникам силовых ведомств, но и целый комплекс мер, направленных на совершенствование законодательной базы их деятельности, коренное улучшение технического оснащения, строгий контроль со стороны как власти, так и общества в целом за деятельностью силовиков, соблюдением ими законности, а также неуклонное и самое решительное избавление от всех тех, кто пытается использовать свое служебное положение в личных целях. Должна будет возрастать и роль собственных служб безопасности каждого из силовых ведомств. При этом мы будем выступать за гласные и очень жесткие меры против тех, кто, встав на защиту законности, сам же первый ее и нарушает.
       Мы самым решительным образом должны будем повести борьбу против коррупции во всех эшелонах власти. При возникновении любого «конфликта интересов» или даже при малейшем подозрении на то, что государственный служащий действовал в интересах не государства, а частной компании, частного лица или группы лиц, должно назначаться служебное расследование. Мы выступаем за ужесточение контроля над деятельностью государственных служащих всех уровней, в том числе и за введение более жестких уголовных наказаний чиновников, нарушивших закон или же превысивших свои служебные полномочия. И, наконец, мы выступаем за принятие емкого и жесткого кодекса государственной службы, в котором все нарушения существующих законов и правил были бы прописаны в гораздо более детальном виде.
       Вместе с тем мы выступаем и за то, чтобы многим категориям государственных служащих, в том числе и во имя того, чтобы избежать соблазна легкой наживы на стороне, была повышена заработная плата. То есть, с одной стороны, мы предлагаем гораздо жестче спрашивать с чиновников и государственных служащих, но одновременно и предлагаем увеличить компенсацию тем, кто активно трудится на благо государства, отдавая себе отчет в том, что в условиях рыночной экономики и высоких зарплат и прибылей в частном секторе у нынешнего чиновника соблазнов перед глазами куда больше. При этом на повестке дня рано или поздно, а скорее уже сейчас встает и вопрос о сокращении армии чиновников, о повышении эффективности деятельности каждого сотрудника государственного аппарата.
       Что касается комиссии по коррупции, работающей в рамках Государственной Думы, то ее деятельность должна быть максимально конкретной. Нам нужна не трибуна сенсационных разоблачений (для этого достаточно наших СМИ, которые немало делают в этом направлении), не изучение коррупции как социального явления, а парламентский орган законодательной поддержки и контроля правоохранительной системы, работающей в этом направлении.
       
       5
       Проведение в жизнь комплексной стратегии экономического развития невозможно без учета всех ее компонентов.
       С моей точки зрения, таким важным компонентом является принятие Налогового кодекса. Вопрос о внесении важных изменений в налоговую политику нашего государства уже давно можно считать наболевшим: за принятие нового налогового законодательства выступают представители многих партий и движений. С нашей точки зрения, и в российском обществе в целом уже созрело понимание необходимости и неизбежности этих мер. С другой стороны, нельзя бесконечно оттягивать и принятие земельного кодекса.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera