Сюжеты

ЭТО «ПРОВОКАЦИЯ»!!!

Этот материал вышел в № 26 от 13 Апреля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Провокация» И. Вацетиса, декорации и костюмы Александра Боима. В главных ролях: Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Дарья Юрская. В ролях: Владимир Качан, Евгений Князев, Валерий Яременко. Театр «Школа современной пьесы» снова набирает очки...


       
       «Провокация» И. Вацетиса, декорации и костюмы Александра Боима. В главных ролях: Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Дарья Юрская. В ролях: Владимир Качан, Евгений Князев, Валерий Яременко.
  
       Театр «Школа современной пьесы» снова набирает очки после долгого, но прошедшего успеха «А чой-то ты во фраке?» и «Стульев». Иосиф Райхельгауз подряд выпустил на сцену два очень успешных спектакля: «Записки русского путешественника» Гришковца и «Провокацию» Вацетиса. Но если Гришковец уже вполне адресно обласкан публикой и критикой, то о скрывающемся авторе «Провокации» пока существуют только ненаучные гипотезы...
       Настоящий актер ценит меткое слово, но попадается оно нечасто, особенно если ценитель искушен. Тогда в тоске по интересному тексту он может сам начать формулировать. И тогда официальным автором становится вымышленный персонаж, препоручающий заботу о своих рукописях известному актеру. Не напоминает ли вам эта легкая интрига сюжет книги и фильма Эльдара Рязанова «Предсказание»? А свидетельства этой тоски артиста по внятной вербализации отыскиваются в спектакле без труда: слушая леденящий рассказ Фед Федыча (Вл. Качан), охранника фирмы, облапошившей знаменитую чету (Маэстро — С. Юрский, его жена Валентина Корнеевна — Н. Тенякова), обманутый Маэстро стонет от счастья, не от горя: «Как формулирует, Валюша!!» В этом — весь Юрский, когда-то оставивший в офисе одного известного театрального продюсера следующую запись на колонне: «У вас контора, а? Вам зиц-председатель не нужен?» И если Остап-Вацетис бежит своих авторских лавров, как тернового венца, то Фунт-Юрский отсиживает свое, то есть играет спектакль. И вживание в роль ему не требуется: оно случилось в момент написания текста.
       В результате получается: интеллектуальная дуэль, джазовая импровизация, дьявольски точная стилизация, ловко использованный эффект затемнения, мерзости жизни правдиво и без чернухи, семейный театр с благородными аллюзиями на Вишневскую и Ростроповича, интриги — легко и со знанием дела, зонги — неожиданно и всегда к месту, речевые повторения — как сатира на попытки заполнить пустоты времени... И ТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ ЗНАЕШЬ, ЧЕМ ВСЕ КОНЧИТСЯ!!
       Когда так было последний раз в театре? Здесь же наша реальность так искусно интерпретируется, что сцены из супружеской или из офисной жизни становятся привлекательными в своем несовершенстве, прогоняют скуку смертную и обыденность, провоцируя на смех и жизнь.
       «Провокация» — хороший «подарок» нерадивому критику, привыкшему пересказывать спектакль и сваливать это на тенденцию к информационности. Пересказать «Провокацию» невозможно, да и нет нужды. Ясно лишь одно: за те же два с половиной часа и те же деньги получаешь два действия — два разных спектакля, которые не имеют никакого отношения друг к другу и... к жизни. А жаль. Какая б у нас была тогда элегантная (как Наталья Тенякова), добродушная (как все в спектакле), остроумная (как Сергей Юрский), лишь чуточку циничная (как Дарья Юрская) жизнь.
       22 апреля, 19 часов.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera