Сюжеты

КРАЙ ЦВЕТА

Этот материал вышел в № 26 от 13 Апреля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Москва 1929 года встречала приезжих не более приветливо, чем сейчас. Будущий выдающийся книжный график и карикатурист народный художник СССР Виталий Горяев приехал из Читы. Коротал ночи на мягкой травке у стен Рождественского монастыря,...


       
       Москва 1929 года встречала приезжих не более приветливо, чем сейчас. Будущий выдающийся книжный график и карикатурист народный художник СССР Виталий Горяев приехал из Читы. Коротал ночи на мягкой травке у стен Рождественского монастыря, что неподалеку от Лубянки. Все свое он носил с собой — альбом с рисунками и неопубликованные рукописи друзей из редакции «Забайкальского рабочего», где появились его первые рисунки и стихи.
       Но ему так и не довелось строить мосты, хотя он и поступил в МВТУ им. Баумана. Случайная встреча в коридоре Союза писателей с Владимиром Маяковским все перевернула. Увидев его рисунки, поэт сказал, что он прирожденный художник, и тут же повез Горяева во ВХУТЕИН. Прием к тому времени уже был закончен, но по просьбе Маяковского сибирскому самоучке дали натуру и устроили дополнительный экзамен. Так Бауманский лишился незаурядного студента, а искусство ХХ века приобрело одного из признанных мастеров.
       Поэты не ошибаются, даже если они переиначивают судьбы. С полной очевидностью это доказывает открывшаяся 7 апреля в залах МОСХа России выставка «Неизвестный Горяев», где практически впервые с такой полнотой представлена живопись художника. Его знают как мастера книжной графики (иллюстраций к Гоголю, Достоевскому, Пушкину, Драйзеру и т.д.) и как острого карикатуриста-»крокодильца», но именно его живопись стала открытием даже для профессионалов. Неудивительно: ее нет в частных коллекциях, небольшая часть еще при жизни была закуплена крупными музеями, а в основном она принадлежит семье.
       В живописи по-новому раскрылась личность этого художника. В его работах — буйство цвета, смелая ломка формы, уход от канонической композиции — он явно не укладывался в прокрустово ложе соцреализма. Этот сибирский пришелец внутренне был абсолютно свободен. Вероятно, поэтому любимый широкой публикой, популярный и признанный график так и не был принят в число академиков, хотя его кандидатура рассматривалась около двадцати раз. Но это волновало его меньше всего. Все, что его окружало, своеобразно преломлялось в полотнах, и даже заурядные бытовые сцены выглядели интригующими сюжетами. И умение превращать обыденность в собственную модель мира, который виделся ему в звучном цвете и необычайном многообразии форм, он ценил выше всего остального.
       Выставка открыта с 7 по 20 апреля в зале МОСХа России, ул. Беговая 7/9. Вход бесплатный.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera