Сюжеты

РУССКИЙ МУЛЬТИПЛЕКС

Этот материал вышел в № 26 от 13 Апреля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Пять лет назад в кино ходили только из снобизма или из профессионального интереса. Тогда среди немногочисленных кинозрителей была актуальна дискуссия: нужны ли мягкие кресла с подлокотниками? Мешают ли ржавые гвозди в сиденьях воспринимать...


       
       Пять лет назад в кино ходили только из снобизма или из профессионального интереса. Тогда среди немногочисленных кинозрителей была актуальна дискуссия: нужны ли мягкие кресла с подлокотниками? Мешают ли ржавые гвозди в сиденьях воспринимать искусство? На тех, кто лоббировал поп-корн и долби, в те времена поглядывали с подозрением
       
       Постепенно развивающаяся индустрия кинопроката расставила все по своим местам. Намедни партия плюшевых одержала окончательную победу — в Москве открылся первый в России многозальный кинотеатр «Каро-Фильм».
       Идея русского мультиплекса давно была на слуху и местами даже начинала воплощаться в жизнь. Еще в 1996 году в положении московского правительства «О мерах по повышению уровня кинообслуживания населения столицы в современных условиях» многозальные кинотеатры были объявлены чуть ли не единственным средством от домашнего видео, подмятого под себя пиратами. Мультиплексы, или, как их еще называют, синеплексы существуют на Западе с конца семидесятых и успешно работают по довольно простой схеме: больше сеансов, больше фильмов, больше поп-корна, больше зрителей, больше прибыли...
       Если не считать питерского трехзального «Кристалл Паласа», кандидатов в первые русские мультиплексы было несколько.
       Сначала «первым» назначили развлекательный комплекс возле Курского вокзала, который начал строиться летом 1998 года при участии правительства Москвы и группы «Премьер СВ». Первоначально открытие намечалось на конец 1999 года, но позапрошлым летом, как известно, многие дельные планы в одночасье пришли в негодность. Сергей Лисовский, от которого широкая общественность впервые и услышала слово «мультиплекс», на вопросы о комплексе теперь говорит только: «Строится». Созидательная возня возле метро «Курская» по весне возобновилась, уже виден фундамент, но точных сроков завершения строительства не может назвать никто.
       Ожидалось также, что этой весной откроется отреставрированный кинотеатр «Октябрь». Реконструкцию все тем же летом 1998 года начал холдинг «Медиа-Мост». Дата открытия «Октября» несколько раз переносилась, но инженерные работы находятся в завершающей стадии, и есть шанс, что скоро в Москве появится еще один мультиплекс, в котором будут 11 залов, бары, кафе, рестораны и ночной клуб.
       Четыре зала в «Рамсторе» тоже возникли не вдруг. Предполагалось, что здесь будет филиал «Кодака», но ремонт все не начинался, и помещения отошли развлекательному комплексу «Каро», в состав которого входит самый большой московский кинотеатр — «Пушкинский».
       Символично, что первый русский мультиплекс появился именно в «Рамсторе» — тайном объекте поклонения неистребимых представителей среднего класса. Тайном, потому что у нас все еще считается не вполне приличным проводить выходные где-то помимо Третьяковской галереи. Но каждый уик-энд стоянка гипермаркета забивается машинами тех, кто готов слегка переплачивать за бесшумные эскалаторы, удобные тележки и возможность попить кофе в прохладном помещении. Они приезжают не столько за покупками, сколько за цивилизацией. Большинство из них в кино последний раз ходили еще в юности, по французским фильмам изучая комфортабельную жизнь, которая неожиданно на них свалилась. Теперь к перечню уже привычных услуг и товаров прибавился еще один — «удобное кино», которое, скорее всего, будет хорошо продаваться. Для их детей, которых уже некому упрекнуть в мещанстве, станет нормой каждую неделю смотреть новые кинофильмы, как нормой для них давно стали компьютеры, уютные кафе, иномарки и пейджеры.
       На деле же открытие первого многозального кинотеатра означает, что кино в России окончательно перестало быть элитным удовольствием для интеллектуалов. За последние два года в Москве появилось несколько хороших кинотеатров с пресловутыми удобными креслами и качественным звуком. Но «Ролан» или «Стрела» — скорее прибежище все того узкого круга профессиональных синефилов. А вот кинотеатр в супермаркете рассчитан уже совсем не на них. Ситуации, когда коммерческий голливудский мейнстрим и арт-хаус воспринимались у нас через запятую и всерьез обсуждались как искусство, тоже, видимо, придет конец. Дороги окончательно разойдутся: кино для супермаркетов будут смотреть в супермаркетах, а «кино не для всех» — в специальных резервациях вроде «мультиплекса наоборот» — Музея кино. Фильмы, предназначенные для развлечения, будут развлекать тех, кто почти уже забыл, что существует удовольствие под названием «большой экран».
       Когда я рассказала об открытии «Каро-Фильма» своему бывшему однокласснику, а теперь гражданину Франции, он посмотрел на меня с удивлением.
       — Ты что, не знаешь, что такое мультиплекс? — спросила я.
       — Нет, я просто даже представить себе не мог, что у вас его до сих пор не было.
       Собственно, во всем этом торжестве цивилизации есть один настораживающий момент. Слишком хорошо все складывается: мультиплексы, шведская мебель в Химках, дешевая мобильная связь... В последний раз такое же ощущение нарастающего комфорта возникло весной 1998 года. Тогда, как и сейчас, в газетах всерьез обсуждались счастливые перспективы среднего класса в России. Оптимистический тон враз слинял в августе, а ощущение комфорта пропало почти на два года.
       Так что, яппи, будьте бдительны. Ваши мультиплексы в опасности.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera