СюжетыОбщество

ЖИВАЯ КРОВЬ

Этот материал вышел в номере № 26 от 13 Апреля 2000 г.
Читать
Турбины Бурейской ГЭС поднимут экономику Дальнего Востока В 90 километрах к северу от Транссибирской магистрали, в Амурской области строится Бурейская ГЭС. Строится давно. Еще в 1983 году сюда, на реку Бурею, перебрались строители Зейской...

Турбины Бурейской ГЭС поднимут экономику Дальнего Востока

В 90 километрах к северу от Транссибирской магистрали, в Амурской области строится Бурейская ГЭС.

Строится давно. Еще в 1983 году сюда, на реку Бурею, перебрались строители Зейской ГЭС. Шли годы. Страна и плавно, и рывками перебиралась из одной эпохи в другую. Старели и уходили на пенсию комсомольцы — ударники восьмидесятых. Дорожали электроэнергия и прочие энергоносители.

Бурейский район жил обычной жизнью. Обычной жизнью территории, пораженной распространенным на Дальнем Востоке недугом — экономической депрессией. Жили в основном сельским хозяйством и обслуживанием железнодорожного транспорта. На весь район и было всего лишь одно более или менее крупное предприятие — ОАО «Бурея-кран», а число претендентов на одну освободившуюся вакансию вдвое превышало среднерегиональные показатели — 35—40 человек на одно место.

А Бурейская ГЭС все как-то не строилась. В последнее время стройка вообще застыла — не было денег. Ни на дизтопливо, ни на зарплату гидростроителям. С мая по сентябрь 1999 года Талакан — поселок строителей ГЭС — напоминал городок бастующих шахтеров у Белого дома в Москве. С одной лишь разницей — ехать никуда не надо было и соответственно касками о брусчатку стучать не пришлось.

Три сотни наиболее квалифицированных рабочих из тех, кого на любой стройке, как говорится, с руками оторвут, отправились по стране искать лучшую долю. А в кабинетах администраций дальневосточных краев и областей да в тиши проектных институтов все чаще с тревогой говорилось о старении и разрушении уже возведенных сооружений ГЭС и удорожании проекта.

И вдруг... В какой-то момент все поняли, что промышленность Дальнего Востока без дешевой электроэнергии не то что не поднимется — просто не выживет. Тогда и вспомнили о затянувшемся строительстве.

Следует сказать, что за семнадцать лет объем работ на Бурейской ГЭС был выполнен только на треть. Комплекс первого гидроагрегата выполнен лишь наполовину, хотя его запуск назначен на 2002 год. Вытянуть этот долгострой тяжело, но оставлять ситуацию в «нормально-ненормальном» состоянии просто глупо. И бесхозяйственно.

Судите сами. Одна из основ промышленного развития Амурской области — полезные ископаемые, залегающие на ее территории. По объемам золотодобычи среди регионов России область прочно входит в первую пятерку. Кроме золота, в Приамурье немало и других богатств — железо, медь, титан, апатиты, поделочные камни, строительные материалы. Не стоит забывать и о сельском хозяйстве. Амурская область — основной аграрный регион Дальнего Востока. Произведенные здесь соя, картофель, овощи, мед и пушнина давно известны и за пределами области.

И горнодобывающей промышленности, и сельскому хозяйству, да и другим отраслям для производства конкурентоспособной продукции требуется дешевая электроэнергия. И еще. С окончанием строительства Бурейской ГЭС налогооблагаемая база района строительства в бюджеты всех уровней повысится на 37 %.

Нужна дешевая электроэнергия и соседям амурчан — Хабаровскому краю и Приморью. Не год и не два дальневосточный регион испытывает настоящий энергетический голод. Ведь производство тепловой и энергетической энергии на Дальнем Востоке осуществляется в основном на тепловых электростанциях. А дефицит топлива — проблема на Дальнем Востоке общеизвестная. Приходится ежегодно завозить до 9 миллионов тонн угля из других регионов России. При этом транспортные тарифы в два раза превышают стоимость самого топлива. Транспортные тарифы накладываются на тарифы энергетические. Отсюда неконкурентные цены на продукцию дальневосточных предприятий. И как следствие — свертывание производства, безработица и рост социальной напряженности. Неоднократно из-за дефицита топлива в сложном положении оказывались Хабаровский край и Амурская область, в критическом — Приморье.

Бурейская ГЭС решит эту проблему. После ее ввода в строй 25% выработанной электронергии будет направлено потребителям Амурской области, 50% — предприятиям Хабаровского края, около 20% процентов — в Приморье. Многие котельные перейдут на электрическое отопление. Завоз угля на Дальний Восток сократится на 5 миллионов тонн. Немало сэкономится денег. Да и регион перестанет жить в состоянии вечного аврала, когда зимой в сорокаградусный мороз запаса в котельных оставалось на сутки, максимум на двое.

Проектная выработка Бурейской ГЭС — более 7 миллиардов киловатт-часов электроэнергии в год. Излишки электроэнергии можно будет продавать и в Китай.

Понятно, что строительство одной из самых крупных гидроэлектростанций страны стоит очень больших денег. Почти полтора миллиарда долларов не шутка даже для такого финансово-промышленного гиганта, как РАО «ЕЭС России». Необходим серьезный стратегический инвестор. И уже ведутся переговоры с Канадой, Японией, Китаем.

Пока отечественные энергетики озабочены поисками, долевое участие в финансировании проекта решило принять Министерство путей сообщения России. На первый взгляд странно — зачем железнодорожникам лишняя головная боль. Ведь не из-за чистого альтруизма транспортное ведомство вкладывает в строительство Бурейской ГЭС на 2000—2003 годы 100 миллионов долларов.

Дело в том, что энергодефицит, который за последние годы стал настоящим бичом для экономики Сибири и Дальнего Востока, больно бьет и по одной из самых крупнейших транспортных коммуникаций страны — Транссибирской железнодорожной магистрали. Сколько раз из-за несогласованности, из-за неумения договориться, из-за мешающих в общем-то общему делу амбиций выключался рубильник. Благо что какой-нибудь скоростной контейнерный поезд не шел в это время по Транссибу. Это рубильник повернуть легко, а вот объясняться с иностранными клиентами, получать рекламации гораздо труднее и неприятнее.

Деньги МПС, вложенные в бурейское строительство, обернутся дешевой электроэнергией для Транссиба. И это — только начало. Потоки с плотины Бурейской ГЭС, что та живая вода из сказки, способны на многое. Например, вернуть из небытия зону Байкало-Амурской магистрали.

Сегодня на Бурейской ГЭС заканчивается возведение верхней и нижней перемычек в левобережном котловане. В ближайшее время здесь необходимо уложить не менее 20 тысяч кубометров бетона. Суточная выработка уже достигла пятисот кубов. Перебои с цементом и ГСМ сегодня только в воспоминаниях строителей.

Когда-то, во времена Великой экономической депрессии в США, на дешевых киловаттах поднялась промышленность в долине реки Теннеси. Теперь Теннеси — один из самых экономически развитых штатов США. О том, какую роль сыграет Бурейская ГЭС на Дальнем Востоке, сегодня даже и догадываться не надо.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow