СюжетыОбщество

БЮСТ ОСТАЕТСЯ НА РОДИНЕ МАРИАННЫ

Этот материал вышел в номере № 27 от 17 Апреля 2000 г.
Читать
Летиция Каста чуть не изменила Парижу. С Лондоном «Летиция Каста предпочла монархическую Великобританию республиканской Франции», — негодовала «Фигаро» по поводу сообщения в «Санди Таймс» о том, что известная манекенщица, избранная осенью...

Летиция Каста чуть не изменила Парижу. С Лондоном

«Летиция Каста предпочла монархическую Великобританию республиканской Франции», — негодовала «Фигаро» по поводу сообщения в «Санди Таймс» о том, что известная манекенщица, избранная осенью прошлого года моделью для бюста Марианны, символа Франции, поселилась в Лондоне, чтобы убежать от высоких налогов. «Марианна, покинувшая Францию, — досадный и тревожный симптом»,— заявил бывший спикер Национального собрания Филипп Сеген. То, что Летиция, воплощение национального символа, решила укрыться от фискальных тягот не где-нибудь, а именно в Англии, у «заклятых друзей» французов, разожгло никогда не затухавший огонь их исторической вражды. Газета «Таймс» не отказала себе в удовольствии позлорадствовать над «провинциальной Францией, которую хватил апоплексический удар при известии о предательстве национальных интересов, еще более позорном, чем капитуляция Петэна перед немцами».

Бюсты Марианны, аллегорической женской фигуры во фригийском колпаке, стали появляться в мэриях французских городов, начиная с 1877 года, заменив изображение Наполеона III. Два века назад Марианна вошла в национальную мифологию как символ Свободы, затем стала олицетворением Республики, напоминающим о революционных потрясениях прошлого. Бюсты Марианны ваяли и известные мастера, и те, чьи имена затерялись во времени. Ее изображения оставили Пикассо и Дали, один из бюстов выполнил Поль Бельмондо — отец актера. Постепенно Марианна стала приобретать характер высшей награды, нечто вроде Оскара, вручаемой выдающимся француженкам. В 1969 году скульптором Асланом был изваян самый популярный бюст с Брижит Бардо. И хотя минуло 30 лет, именно ее изображение чаще всего заказывают в мастерской Лувра. После Брижит моделями для Марианны служили певица Мирей Матье (1978 г.), актриса Катрин Денев (1985), манекенщица Инес де ла Фрессанж (1994) и топ-модель Летиция Каста (1999). Она и стала причиной разгоревшегося скандала.

Мэр Ниццы Жак Пейрат заявил, что если подтвердится бегство Летиции–Марианны, то никогда изваянный с нее бюст не будет украшать его кабинет. Между тем Каста нашла поддержку у двух своих предшественниц — Брижит Бардо и Инес де ла Фрессанж. «Я считаю, что она совершенно права, эта малышка, — заявила по радио Брижит Бардо. — Если бы мне был сейчас 21 год и будь я посмелее, я бы тоже убежала. Сейчас уже слишком поздно. Всю жизнь я защищала цвета моей страны, я тоже была Марианной, но в благодарность за мою борьбу в защиту животных и за все остальное меня обливали грязью. Нет пророка в своем отечестве».

Неожиданно скандал стать обретать общенациональный масштаб. Летиция Каста уже не символически, а вполне реально обрела черты Марианны, ведущей народ на баррикады, — своей решительностью и внушительным бюстом она напомнила Свободу с полотна Делакруа. Ее поступок задел больную тему — гнет налоговой системы во Франции, превышающий всякие разумные пределы. Если в США, Англии и других европейских странах максимальный налог с доходов составляет 40%, во Франции он достигает 54%. Нигде больше в мире не облагается налогом накопленный капитал. Во Франции же с имеющегося состояния граждане ежегодно платят 0,55—1,8%. Когда речь идет о солидных средствах, за несколько лет набегает внушительная сумма. Один французский экономист не поленился подсчитать, что общая сумма налогов, которые Летиция должна отдать государству, достигает почти 70% ее заработка. Ну кто же захочет работать, как крепостной на барщине? Если же добавить к этому еще и налог на наследование, то общая сумма отчислений достигнет 89% — это уже чистый грабеж!

Французская пресса вдруг дружно вспомнила, что из-за налоговой тирании из страны давно бегут талантливые люди самых разных профессий. Уехали в Америку певец Мишель Польнарефф и Шарль Азнавур, вернувшийся только недавно. В Лондоне обосновались Палома Пикассо и теннисист Янник Ноа. В Швейцарию, другой налоговый рай, переселились актеры Изабель Аджани и Ален Делон, кутюрье Даниэль Эштер, гонщик Ален Прост, теннисисты Ги Форже и Седрик Пиолин, Ален Аффлелу, владелец сети магазинов «Оптика», и Каролин Арпель, президент наблюдательного совета ювелирной фирмы «Ван Клиф энд Арпель». В Англии живут уже около 300 тысяч французов, и это называют «третьей большой эмиграцией».

Сам Лоран Фабиус, недавно назначенный министром экономики, председательствуя в Национальной ассамблее, высказался за облегчение всех статей налогов с доходов, включая и самые высокие, чтобы избежать «растекания фискального бюджета». Чтобы представить себе масштаб проблемы, до сих пор отрицавшейся властями, достаточно сказать, что, кроме утечки мозгов в США (40 тысяч высокооплачиваемых специалистов предпочли Америку), за три года из Франции вывезено 600 млрд франков, почти половина годового национального бюджета! Что касается налога на состояние, из 13 млрд франков, которые предполагалось собрать в 1999 году, казна недосчиталась 1,6 млрд на вывезенный капитал.

Когда скандал разгорелся в политическую бурю, Летиция Каста, может быть, для того чтобы успокоить страсти, заявила, что не собирается покидать Францию: «Дело приняло нелепый оборот. Все-таки не государству решать, что мне делать. Я часто езжу в Лондон, и что особенного в том, что я снимаю квартиру вместо того, чтобы селиться в отеле?». И та же «Фигаро», что с таким пылом порицала ее, теперь пишет с гордостью: «Летиция не уедет в Англию. Национальная честь спасена, Марианна остается французской!»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow