Сюжеты

ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА СТРАНЫ

Этот материал вышел в № 28 от 20 Апреля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Согласно приказу № 242 Министерства культуры РФ от 13 апреля 2000 года Евгений Федорович Светланов перестал быть главным дирижером и художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра. До 20 мая будут...


       
       Согласно приказу № 242 Министерства культуры РФ от 13 апреля 2000 года Евгений Федорович Светланов перестал быть главным дирижером и художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра.
       До 20 мая будут внесены предложения по кандидатуре нового художественного руководителя и главного дирижера ГАСО. (Известно, что в числе кандидатов — Александр Николаевич Лазарев.)
       Министерство готово оказать новому руководителю оркестра «в приоритетном порядке правовую и иную необходимую помощь... в разработке и реализации программы неотложных мер по творческому развитию, кадровому обновлению, совершенствованию управленческих механизмов, улучшению финансового обеспечения коллектива».
       Все, кто следил за длительным развитием конфликта между блистательным дирижером и оркестром, которым Е. Ф. Светланов управлял с 1965 года, молча согласятся: «неотложные меры» надобны.
       И поступок Минкульта — жесткий и спорный, но здравый и трезвый.
       Приказ № 242 подписал министр культуры РФ М. Е. Швыдкой.
       Вот прямая речь — его комментарий:

       
       — Никаких препятствий для работы Светланова в России нет и быть не может. Я прекрасно понимаю, какой уникальной фигурой является Евгений Федорович. Светланов — гениальный дирижер, я не раз говорил ему это в глаза, могу сказать и сейчас. Вероятно, он лучший дирижер в современном русском музыкальном театре.
       Но он оказался плохим управленцем. ГАСО в последние годы стало трудно назвать лучшим оркестром страны, как это было прежде... Вероятно, мог быть найден консенсус между дирижером и коллективом. Но он не был найден. И по любым законам менеджмента ответственность за ситуацию несет руководитель.
       Одно дело — выполнение обязанностей руководителя оркестра, другое — музыкальная гениальность, которая от Министерства культуры никак не зависит.
       Я думаю, что мы будем создавать некий такой российский «институт бессмертных», и я, естественно, сделаю все необходимое, чтобы Евгений Федорович Светланов занял там свое место в числе первых...
       Речь идет об одном: об отношениях руководителя институции, в данном случае — оркестра, с учредителем, то есть с министерством. А совсем не об отношениях художника с Господом. Понятно, что таковые вне нашей компетенции. Мы занимаемся рукописями, а не вдохновением. Это разные вещи.
       Все это время на всем протяжении конфликта оркестр мечтал об одном: чтобы Светланов с ним работал, а не чтобы Светланов с ним не работал. 20 апреля состоится концерт в Большом зале консерватории. Гений оказался неудачным менеджером, но ушел из ГАСО именно как управленец, а не как музыкант.
       Но любой конфликт такого рода, если он длится более года, зависит от компетенции руководства — творческого и административного. Обычно увольняют менеджера. Это закон. Так происходит всегда и везде, это типичное управленческое решение.
       Приказ от 13 апреля продиктован желанием сохранить ГАСО — один из важнейших институтов отечественного симфонизма. Министерство культуры долго, в течение нескольких лет не пользовалось своим правом учредителя обсуждать творческие институции.
       Но это положение вещей изменяется. На 26 мая назначена коллегия министерства, посвященная коллекции современной живописи Третьяковской галереи. И это будет не творческая дискуссия, а именно коллегия министерства. Хотя, вероятно, и с элементами дискуссии...
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera