Сюжеты

ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА СТРАНЫ

Этот материал вышел в № 28 от 20 Апреля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Согласно приказу № 242 Министерства культуры РФ от 13 апреля 2000 года Евгений Федорович Светланов перестал быть главным дирижером и художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра. До 20 мая будут...


       
       Согласно приказу № 242 Министерства культуры РФ от 13 апреля 2000 года Евгений Федорович Светланов перестал быть главным дирижером и художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра.
       До 20 мая будут внесены предложения по кандидатуре нового художественного руководителя и главного дирижера ГАСО. (Известно, что в числе кандидатов — Александр Николаевич Лазарев.)
       Министерство готово оказать новому руководителю оркестра «в приоритетном порядке правовую и иную необходимую помощь... в разработке и реализации программы неотложных мер по творческому развитию, кадровому обновлению, совершенствованию управленческих механизмов, улучшению финансового обеспечения коллектива».
       Все, кто следил за длительным развитием конфликта между блистательным дирижером и оркестром, которым Е. Ф. Светланов управлял с 1965 года, молча согласятся: «неотложные меры» надобны.
       И поступок Минкульта — жесткий и спорный, но здравый и трезвый.
       Приказ № 242 подписал министр культуры РФ М. Е. Швыдкой.
       Вот прямая речь — его комментарий:

       
       — Никаких препятствий для работы Светланова в России нет и быть не может. Я прекрасно понимаю, какой уникальной фигурой является Евгений Федорович. Светланов — гениальный дирижер, я не раз говорил ему это в глаза, могу сказать и сейчас. Вероятно, он лучший дирижер в современном русском музыкальном театре.
       Но он оказался плохим управленцем. ГАСО в последние годы стало трудно назвать лучшим оркестром страны, как это было прежде... Вероятно, мог быть найден консенсус между дирижером и коллективом. Но он не был найден. И по любым законам менеджмента ответственность за ситуацию несет руководитель.
       Одно дело — выполнение обязанностей руководителя оркестра, другое — музыкальная гениальность, которая от Министерства культуры никак не зависит.
       Я думаю, что мы будем создавать некий такой российский «институт бессмертных», и я, естественно, сделаю все необходимое, чтобы Евгений Федорович Светланов занял там свое место в числе первых...
       Речь идет об одном: об отношениях руководителя институции, в данном случае — оркестра, с учредителем, то есть с министерством. А совсем не об отношениях художника с Господом. Понятно, что таковые вне нашей компетенции. Мы занимаемся рукописями, а не вдохновением. Это разные вещи.
       Все это время на всем протяжении конфликта оркестр мечтал об одном: чтобы Светланов с ним работал, а не чтобы Светланов с ним не работал. 20 апреля состоится концерт в Большом зале консерватории. Гений оказался неудачным менеджером, но ушел из ГАСО именно как управленец, а не как музыкант.
       Но любой конфликт такого рода, если он длится более года, зависит от компетенции руководства — творческого и административного. Обычно увольняют менеджера. Это закон. Так происходит всегда и везде, это типичное управленческое решение.
       Приказ от 13 апреля продиктован желанием сохранить ГАСО — один из важнейших институтов отечественного симфонизма. Министерство культуры долго, в течение нескольких лет не пользовалось своим правом учредителя обсуждать творческие институции.
       Но это положение вещей изменяется. На 26 мая назначена коллегия министерства, посвященная коллекции современной живописи Третьяковской галереи. И это будет не творческая дискуссия, а именно коллегия министерства. Хотя, вероятно, и с элементами дискуссии...
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera