«АРТ-САЛОН»-2000 в Московском Манеже
Икон не рубят, собакой не лают. Ничто в экспозиции не рассчитано на эпатаж.
Галереи переходят в виртуальное пространство, действуют по адресам www.artinfo.ru и www.artinfo.ru/hoteline, проецируют содержимое сайтов в режиме нон-стоп на огромный белый экран в Манеже. По качеству воспроизведения работ это близко к репродукциям Боровиковского в учебнике «История СССР».
— Мне нужен Рабин поинтерьернее, — говорит респектабельный посетитель. Рабин поинтерьернее — есть. Также есть вполне интерьерные Зверев, Краснопевцев, Шемякин, Неизвестный, Немухин, Кропивницкий и даже Фешин и Александр Шевченко.
Есть еще качественно, в кабинетном формате, ограниченным тиражом отпечатанная серия исторических фотографий (Союз фотохудожников России). Наследство, от которого мы отказываемся, — в своем роде стильно: будь то «Москва. Октябрьские праздники. 1937» Эммануила Евзерихина или эпический снимок Евгения Халдея «Банкет, устроенный Узбекской делегацией в Кремлевском дворце для членов ЦК КПСС по поводу досрочной сдачи хлопка. 1958 год»: длинный грановитый дастархан, Хрущев, Булганин, Маленков... И все — в халатах и тюбетейках.
Здесь же, во множестве — истребители, турбины, бронепоезда, открытие ГУМа, физкультурные парады (особенно выразителен кадр Аркадия Шайхета «Девушки-физкультурницы. МЮД. 7 сентября 1924 г.»).
Девушки-физкультурницы подтверждают по-мужски точный диагноз Маяковского примерно тех же лет: «Спортом выпрямишь немногих...». Но в целом эта мощная и бесчеловечная цивилизация выглядит на снимках такой сильной и цельной, что прочее пространство Манежа точно заполнено брызгами красоты — в свое время недодавленной.
Радуют — тонкие и пестрые монтажники и эквилибристы Владимира Гобозова, коллажи Кирилла Данелия, малая пластика Андрея Волкова, приятно напоминающая о чеховских барышнях, дворниках, гимназических преподавателях, детях с серсо, ротондах и венецианских окнах, бронза молодого Олега Закоморного «Зимнее кружево» (претенциозно название, но не сама фигура танцовщицы с высоко вскинутыми руками). Еще радуют — фарфоровые шкатулки Андрея Черкасова из коллекции «Старый город»: насмешливо, точно, любовно воспроизведены уездные усадьбы, часовенки, лабазы, полуживые мещанские дома, трактир, пожарная часть, колокольня...
Кажется, «АРТ-САЛОН» губит (даже по сравнению с «АРТ-МАНЕЖЕМ») принцип выставки-продажи. Некоммерческие и не очень коммерческие галереи (от высококультурного «Ковчега» до скандальной «Риджины») — отсутствуют, что меняет и самый воздух выставки.
Посему, если вам нужен Шемякин поинтерьерней или серебро с самоцветами (кольцо и серьги — 80—150 у. е.) — в Манеж.
А во всех иных случаях идите в ЦДХ смотреть непродажную коллекцию Терещенко...