Сюжеты

УМИРАТЬ ЛЕГКО

Этот материал вышел в № 28 от 20 Апреля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«ЗИМА» Е. ГРИШКОВЦА. Постановка Виктора Шамирова, сценография и костюмы Павла Каплевича. В ролях: Валерий Гаркалин, Андрей Панин, Людмила Артемьева Не всякую антрепризу надо ругать. Только ту, которая порочит гордое и перспективное звание...



       «ЗИМА» Е. ГРИШКОВЦА. Постановка Виктора Шамирова, сценография и костюмы Павла Каплевича. В ролях: Валерий Гаркалин, Андрей Панин, Людмила Артемьева

      

  
       Не всякую антрепризу надо ругать. Только ту, которая порочит гордое и перспективное звание антрепризы. Увы, такие еще остались.
       Все пьесы Гришковца усыпаны многоточиями и раздумчивыми запятыми, но «Зима» в особенности. Поэтому ее как никакую другую можно нагрузить любым смыслом, только выбирай. Этим воспользовался режиссер Виктор Шамиров, выбравший жанр легкой комедии со странностями. Потому что, видимо, всерьез сыграть это трудно и вообще непонятно как, а пошутить над собой полезно всегда.
       Время для постановки выбрано правильное. Играть пьесу про зиму надо весной — зритель только что сам отмучился, но находится уже вне пространства холода и способен на сострадание. Это плюс.
       А вот с самой сценической версией этой очень авторской драматургии на этот раз, по-моему, повезло не очень. Из неразгаданного полотна пьесы, спрятанного до поры в яйцо (яйцо — в ларце, а ларец — на дубе), вытянули только пару сюжетных ниточек и простецки разыграли. Сама же фабула туманна, но вырисовывается: два солдата пришли зимой в лес, чтобы наутро дернуть за некий рубильник и взорвать что-то нужное, а может, и ненужное. В ожидании часа Х они вспоминают о сокровенном: удовольствие от никотина, случайно прочитанных «Тараса Бульбу» и «Приключения Гулливера», ушибленный палец, утопившегося в озере салагу, первые свидания, Амундсена и Маресьева, потому как холодно вокруг — ужас. Поочередно к каждому из них приходит Снегурочка (Лада Артемьева), которая как архетипическая женщина одна и та же, но для каждого из них она своя. Снегурочка в спектакле для 1-го солдата (Андрей Панин) — девушка на стадии провожания, для 2-го (Валерий Гаркалин) — гражданская жена с застарелыми претензиями на официальное замужество. Ко
       2-му еще приходят родители и дарят ему на день рождения игрушечный грузовик вместо велосипеда, о котором он, оказывается, мечтал всегда.
       Детские рассуждения о велосипеде и взрослое зверское желание курить переплетаются, и сначала кажется, что человек от холода просто сбрендил и мелет чушь. Потом — уже к зрителю — приходит мысль, что, верно, человек умирает и перед ним проходят образы его родных и близких. На этой мысли останавливаешься, потому что она привычно фундаментальная и морально выдержанная. Останавливаешься еще и потому, что полтора часа тебе рассказывали о том, что для нормального человека не менее важно, чем кандидатура премьер-министра, и уж точно ближе биржевых индексов, — о маленьких ежеминутных человеческих заботах, о которых даже маме не всегда скажешь, такие они личные. А впуская в себя современный, живой спектакль с неакадемичным текстом и молодыми популярными актерами, как-то рассчитываешь на то, что они не наследят и не сбросят на снег маскхалаты, оставшись в одном белье поверх телесных колготок (костюмы — Павел Каплевич).
       Наверное, Виктор Шамиров лучше знает Евгения Гришковца и я все усложняю, обнаруживая в его пьесах глубину смысла и свежесть формы. И вместо интеллигентной и в то же время современной интонации, которую я обнаруживаю при прочтении, нужно играть задорный крик детского утренника, благо что по тексту нужно звать то Снегурочку, то Деда Мороза. Наверное, как всегда, нужно быть проще. И все-таки.
       Почему даже короткий спектакль затянут? Почему даже пьесу о зиме нужно окутывать гомоэротическим флером? Почему на совсем не пафосном, интеллигентном до застенчивости тексте ломают дешевую (по сути, не цене) комедию?
       Но зачем опять ставить вопросы, если уже даны такие соблазнительно легкие ответы, на которые так никто и не крикнул из зала: «Пошлость!» А может, зря?..
       
       P.S.
       Три спектакля на неделю:
       20 апреля — «Слуги и снег» — А. Мердок. Режиссер Е. Невежина. Театр «Сатирикон», 19.00.
       22 апреля — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира. Режиссер Вл. Мирзоев, театр им. Станиславского, 19.00.
       23 апреля — «Привет от Цурюпы» по Ф. Искандеру. Режиссер С. Коковкин. «Чердак Сатиры» в театре Сатиры, 19.00.

       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera