СюжетыОбщество

КАЧАЮТ ПРАВА ТЕ, КТО КАЧАЕТ НЕФТЬ

Этот материал вышел в номере № 28 от 20 Апреля 2000 г.
Читать
КТО КАЧАЕТ НЕФТЬ ФСНП протянет руки к тем, кто занимается топливным бизнесом «Объятия» генерала На прошлой неделе первый замдиректора Федеральной службы налоговой полиции России (ФСНП) генерал-лейтенант Владимир Авдийский позвал...

КТО КАЧАЕТ НЕФТЬ

ФСНП протянет руки к тем, кто занимается топливным бизнесом

«Объятия» генерала

На прошлой неделе первый замдиректора Федеральной службы налоговой полиции России (ФСНП) генерал-лейтенант Владимир Авдийский позвал журналистов на брифинг. Полицейский сказал, что ФСНП намерена отныне заключать всех неплательщиков налогов в свои более «жаркие объятия»: оснований для них стало больше — с 2 до 26 статей УК РФ возросла сфера «охвата» нерадивых россиян специфической заботой налоговых полицейских.

В их сети стали попадать в отличие от прежних времен и нарушающие закон акулы топливного бизнеса. Так, активно расследуется уголовное дело по ЗАО «Роспан интернешнл», руководители которого незаконно эксплуатировали часть скважин Новоуренгойского месторождения. Это предприятие, учрежденное Героем Соцтруда, доктором наук Фарманом Салмановым, «забыло» направить в казну налоги на сумму более 40 млн рублей. Контрагент «Росплана» — компания «КпоРОС» — также привлек внимание органов ФСНП: неучтенка от пиратской эксплуатации лишь трех скважин приносила ежемесячную карманную прибыль в 700 тысяч американских долларов.

Сырьевой бизнес, отметил В. Авдийский, всегда привлекал внимание преступников и... депутатов, ходоки от которых зачастили на Маросейку, 12, после возбуждения уголовного дела по «Росплану»...

При всем том ФСНП продолжает «зверствовать» — за первый квартал нынешнего года возбуждено более 7,5 тысячи уголовных дел: больше, чем за весь 1998 год, и почти столько же, сколько было возбуждено в первом полугодии 1999-го. Неплательщики налогов нанесли ущерб государству на сумму свыше 2,1 млрд рублей. А ФСНП возвратила в бюджет более двух млрд, возбудив и расследуя уголовные дела на 30 тысяч физических и юридических лиц.

Но В. Авдийский подчеркнул и то, что для налоговых полицейских главной целью является не отправка кого-то на отсидку, а возвращение в бюджет денег. Не секрет, что миллиарды долларов оседают в местах, весьма далеких от российской казны, хотя заработаны они на нашей территории. Владимир Авдийский заверил журналистов, что ФСНП с точностью до единицы знает, кто из наших имеет «там» и скромный домик, и дворцы, и крупные счета, и яхты, и т. п. Оказывается, подписаны соглашения с коллегами из десятков стран, которые, по словам генерала, «сдают нам всех наших клиентов с потрохами».

Оперская лексика полицейского, может, и неблагозвучна, но конкретна по содержанию и, хочется верить, ласкает слух миллионам людей, жизнь которых полностью зависит от состояния российского бюджета. Но, какие бы чудеса налогового сыска ни демонстрировали нам опера из ФСНП, никуда не деться от факта, что этой службе приходится работать в условиях, когда оргпреступными группировками контролируются в России более 60 процентов государственных и до 50 процентов частных предприятий.

О чем не сказал В. Авдийский

О многом. Попытаемся дополнить информацию, полученную на брифинге, сведениями, которыми располагает аналитическая служба «Новой газеты». Вряд ли будет откровением для аналитиков из ФСНП утверждение о том, что последние 5—7 лет налоговая преступность напрямую подрывает экономическую безопасность нашей страны. Почему растет именно этот вид преступности — предположить не очень сложно, ибо махинаторы действуют не в вакууме, а в конкретных российских условиях.

В прошлом году, например, резко снизились реальные денежные доходы жителей страны, продолжалась оставаться в подвешенном состоянии кредитно-банковская сфера, не способствовали улучшению экономических показателей связанные с постоянными выборами политико-экономические риски. Никуда не испарились обязанность по обслуживанию внешнего долга, высокий уровень неплатежей, бартера, вывоза капиталов за рубеж. И, естественно, расходы на усмирение «мятежной» Чечни.

Все эти факторы сохранят свое отрицательное влияние на жизнь России и в нынешнем году. Владимир Путин и его команда будут просто вынуждены изыскивать новые источники доходов внутри страны, а это в любом случае повлечет за собой усиление налогового бремени. Оно и спровоцирует резкий рост налоговых преступлений. И примеров уже предостаточно.

В начале 2000 года повысились налоги с продаж и имущества, акцизы на бензин, табак и водку, увеличились экспортные пошлины на нефть, газ. Как результат ФСНП вплотную «села» на топливный комплекс, многие предприятия которого будут искать «решение» возникающих проблем в уклонении от уплаты налогов. А ведь более 50 процентов доходной части российского бюджета формируется за счет сырьевых компаний! Предполагать, что, например, тот же ЛУКОЙЛ ликвидирует всю свою схему оффшоров, глупо и наивно — пока, к сожалению, есть в России внутриполитический спрос на размещение в далеких забугорных банках сверхприбылей, полученных от операций с добываемой в нашей стране нефтью...

Поэтому фарсом выглядят иногда собираемые закрытые совещания, на которых все прекрасно понимающие дяди указывают налоговым полицейским на «необходимость серьезного усиления правоохранительной составляющей федеральных органов налоговой полиции... На сосредоточение основных усилий в деле повышения оперативно-розыскной деятельности...»

и т. д., и т. п. Так, подписан был в декабре прошлого года Федеральный закон № 225-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Да, это хороший подарок налоговым сыскарям, но... Они и так, если верить В. Авдийскому, знают все о нашем жулье. Равно как, уверен, и ФСБ, и МВД. А толку-то?! Что-то не припомню ни одного шумного судебного процесса, на котором был осужден крупный укрывальщик налогов.

А ведь по линии оперативного документирования налоговых преступлений в ФСНП все в порядке — так же, как и по линии оперативно-розыскной деятельности. По сведениям некоторых наших источников, работающих в правоохранительных структурах, есть в России регионы, где на одного оперработника налоговой полиции приходится по 8—10 агентов, информационная отдача которых растет день ото дня.

В то же время налицо и другие цифры: в 1999 году лишь один из пяти оперативных материалов был реализован через возбуждение уголовного дела. То ли информация не подтвердилась, то ли «спустили на тормозах»? Впрочем, в ФСНП со своими жуликами не чикаются — в прошлом году выявили несколько десятков, 18 из которых «командировали» в сторону Воркуты.

Мысли вслух

Известно, что именно теневая экономика — наиболее крупный элемент скрытого ВВП и основной объект оперативной заинтересованности органов ФСНП. Официально точка зрения нашего государства на теневую экономику была изложена 7 лет назад в принятой Госкомстатом России Системе национальных счетов (СНС-93). Понятно и то, что позиция госмужей по отношению к злодеяниям теневой экономики резко отрицательна, — каждое наше новое правительство обещает своему народу и коллегам на Западе быстро расправиться с любителями поживиться за счет бюджета. Но через неделю после очередных выборов про СНС-93 забывают, и Система национальных счетов на последующие четыре года уступает место Системе личных счетов, о которых знают даже не очень любопытные люди от Парижа до Находки. Среди них и налоговые полицейские России. Неспроста их руководители тратят время на брифинги — наверняка не для галочки в отчете.

Владимир Иванович Авдийский вскользь упомянул про «ходоков» и давление со стороны высоких должностных лиц — в деле «вызволения» некоторых фигурантов, проходящих по разным уголовным делам, возбужденным органами ФСНП России.

Может, в администрации нашего нового президента расспросят генерала о тех, кто и сейчас пытается узаконить Систему личных счетов? Согласитесь, с диктатурой закона она никак не вяжется...

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow