СюжетыОбщество

МЕХАНИЗМ КРАЖИ КРЕДИТОВ ГЕНИАЛЬНО ПРОСТ

Этот материал вышел в номере № 29 от 24 Апреля 2000 г.
Читать
Нам придется отдавать долги, которые выгодно набирать только чиновникам Нам постоянно внушают мысль, что кредитов России не дают. Это далеко не так. Не дает денег только МВФ. Но, кроме него, другие финансовые институты и страны Запада...

Нам придется отдавать долги, которые выгодно набирать только чиновникам

Нам постоянно внушают мысль, что кредитов России не дают. Это далеко не так. Не дает денег только МВФ. Но, кроме него, другие финансовые институты и страны Запада ежегодно подкидывают нашим бюрократам по 1,5—2 млрд долларов. Поэтому когда правительство утверждает, что деньги МВФ не крадутся, оно практически не кривит душой — невозможно украсть кредиты, которых тебе не дали.

Тогда как по поводу использования кредитов из других источников правительство хранит гробовое молчание. Чтобы не привлекать внимания. Только в последнее время и скорее для поднятия общественного тонуса рулевые нашей экономики стали утверждать, что Россия может вообще обойтись без внешних заимствований. При этом они, похоже, тоже практически не лукавят — ни один из финансируемых кредитами проектов и близко не тянет на сверхжизненноважность. Мало того, подавляющее большинство проектов обладают одним лишь достоинством — позволяют легко украсть.

Уже лет семь-восемь любое упоминание о наших министрах и экономистах непременно сопровождается титулом «высококлассный профессионал», «грамотный специалист» или «талантливый экономист». В этой связи совершенно непонятно, какие «консультационные услуги» нужны нашим экономическим штурманам от их иностранных коллег? Ну ладно, в 1991—1993 годах консультации, наверное, требовались — сначала гайдаровцам, потом черномырдинцам. Они проводили рыночные реформы, имея такое же представление о реальной рыночной экономике, как посетители зоопарка об особенностях размножения пингвинов.

Какие, скажите на милость, требуются «консультационные услуги» для реализации «Проекта по управлению окружающей средой»? Причем ценой 55 миллионов долларов — именно такая сумма из 110 млн долларов общей стоимости кредита выделена таинственному «Центру подготовки и реализации проектов технического содействия». «Управление окружающей средой», несомненно, относится к разряду тысячелетней мечты всего человечества. Только нам ли занимать деньги на ее достижение?

Конечно, ни о каких высоких материях здесь нет и речи. 55 — это ровно половина от 110. И вряд ли мы имеем дело с простым арифметическим совпадением. По всем канонам российской действительности и принятым в ней нормам это тривиальный «откат». Соответственно под сотню миллионов долларов осядет в карманах причастных к этому «проекту» лиц, а мы останемся с той же самой «окружающей средой», но будем уже гораздо беднее.

Такого рода «консультационные услуги», как и в предыдущие годы, содержатся в каждом втором кредите. Нас уже десять лет и за сотни миллионов долларов «консультируют», как разводить лес, использовать троллейбусы, вырабатывать электроэнергию, выращивать сельхозпродукцию, управлять жилищным фондом, реставрировать памятники, делать разнообразные анализы, проводить реформы, кредитовать промышленность, собирать налоги, защищать неимущих, составлять бюджет, писать законы, управлять финансами. Только что по части похоронных дел не консультируют.

В итоге складывается впечатление, что в 1991 году наша демократическая власть слезла прямиком с елей и сосен. И ее уже десять лет учат всем без исключения премудростям современной жизни. Непонятно только, как все это увязать с самомнением власти в части собственного «профессионализма» и «компетентности». Что-то должно быть одно — или ты специалист, или недоросль. И так как на недорослей наши министры походят мало, придется сделать вывод, что все эти консультационные расходы являются лишь основным способом отката иностранным коллегам их доли за возможность без помех разворовать предоставляемые кредиты.

Вообще через эти «интеллектуальные продукты» особенно становится заметным раздвоение личности власти. С одной стороны, она шагу не может ступить, не «проконсультировавшись» за миллион-другой долларов. С другой стороны, Центр стратегических разработок совершенно бесплатно для государственного кошелька рисует ей целую дюжину стратегических программ развития на ближайшие десять лет. Так что в поведении власти явно наблюдается или ранняя стадия шизофрении, или застаревшая форма коррумпированности. И все говорит в пользу второго диагноза.

С любой точки зрения наблюдается парадоксальная ситуация — находясь на пороге банкротства, мы занимаем деньги на всякие глупости и причуды. При этом наши кредиторы делают вид, что ничего этого не понимают. И совершенно не заботятся о судьбе ссуженных России денег. На самом деле это не так — наши кредиторы не только все глубже загоняют страну в долговую яму, но имеют от этого занятия неплохой доход, а также сажают на криминальный крючок всю верхушку российской власти. При этом кадровый чекист Путин ничего не замечает и с точностью до запятой продолжает прежнюю политику. В чем и выражается преемственность нынешней кремлевской власти.

Я был бы рад, если бы все, что написано выше по поводу консультационного маразма, не соответствовало действительности. И если дело обстоит именно так, то власти не составит труда это доказать. Нужно только представить обоснование экономической эффективности хотя бы пары «консультаций» и результат внедрения полученного ноу-хау в практику. Естественно, в цифрах, а не словесных восторгах. Но это вряд ли получится — на истраченные за 10 лет консультационные деньги можно всех бушменов и австралийских аборигенов перевести из первобытного состояния в высшую фазу империализма. Нас же только опустили в ранний феодализм. Так что «вычислить» положительный эффект от этого разбойного консалтинга не удастся в принципе.

Полная преемственность сохраняется и в других статьях использования кредитов. Вычислительная техника, программное обеспечение, офисное оборудование, проектные работы, печатные материалы... Короче, все то, что относится к легковоруемым расходам. Так что комитет Думы по безопасности в своем заключении вынужден был отметить, что расходовать на эти цели более 450 млн долларов вряд ли разумно. И заодно напомнил, что по закону о федеральном бюджете на 2000 год правительство не может тратить средства из связанных кредитов, кроме как на инвестиционные проекты. Чем прямо указал на планируемое нецелевое использование полумиллиарда долларов. То есть трети всех новых не связанных с МВФ займов. И вряд ли это «просто так получилось» — все без исключения отступления и отклонения в деле расходования денег обязательно полной мерой наполняют карманы чиновников.

В своей пояснительной записке правительство декларирует в качестве своей основной задачи «снижение долгового бремени». А в свои предложения по заимствованию включает на сотни миллионов долларов сомнительные даже для проправительственных депутатов расходы. Это ведь тоже свидетельство преемственности власти — когда президент декларирует одно, а чиновники делают совсем другое. Надо, кстати, отметить, что такое двуличие власти в исполнении Ельцина выглядело более извинительно — разве из ЦКБ за всем уследишь?

Кто в России богаче всех? Только нефтяники. Кто самый богатый из нефтяников? ЛУКОЙЛ. Зачем же самому богатому выделять долю в иностранных кредитах? Он их сам без проблем может получить. А вот если нужно прикрыть своей спиной чиновников Минтопэнерго, тогда все понятно. И ЛУКОЙЛ получает 55 млн долларов на реконструкцию своего нефтеперерабатывающего завода в Волгограде. Просто и ненакладно для неф-тяных баронов.

Правительство прекратило практику предоставления гарантий по кредитам. И стало давать только частичные гарантии, причем лишь от некоммерческих рисков. То есть признало свою полную некомпетентность в сфере кредитования экономических проектов. Но вопреки элементарной логике продолжает прямое кредитование предприятий из внешних заемных средств. Причем распределяет кредиты по всем отраслям — на производство велосипедов, моторов, целлюлозы, нефтепродуктов, вагонов, лампочек, холодильников, самолетов, автомобилей, сукна, упаковочных материалов, продуктов питания и т.д., и т.д., и т.д.

Это значит, что правительство по сути продолжает заниматься полномасштабной банковской деятельностью — как обычный банк выдает кредиты предприятиям. Только что не из собственных средств, а из тех, которые занимает на внешнем рынке. Причем делает это даже без лицензии ЦБ. И этому сюрреальному отхожему промыслу белодомовских чиновников имеется тривиальное объяснение — коррупция. Так как с каждого такого халявного по своей сути кредита полагается соответствующая мзда в карман тех, кто подписывает выделение средств. А Путин за семь месяцев премьерства так и не заметил этого оригинального предпринимательства своего аппарата. Что тоже показывает, какого рода преемственность соблюдает президент.

Ничего не изменилось в сфере внешнеэкономической благотворительности. Как и в прошлом году, правительство планирует предоставить на 400 млн долларов кредитов иностранным государствам! Может быть, в этом есть какая-то экономическая целесообразность, но только не в нашем случае — правительство-банкрот не способно удовлетворительным образом выполнять обязанности международного банкира. А значит, эти кредиты вряд ли будут возвращены. Соответственно за их предоставление тоже будет получена мзда. Иначе их выдавали бы и соответственно несли ответственность за возврат денег Внешэкономбанк или Внешторгбанк.

Представлены в плане кредитования и мертвые души. Если в прошлом году это были почившие в дефолте банки — «Менатеп», «Империал», Инкомбанк, Токобанк, то теперь их место заняло РАО «Высокоскоростные магистрали». Ему, видимо, на торжественные похороны выделяется целых 53,5 млн долларов. Всего же ему планируется выделить полторы сотни миллионов долларов. Про загробное существование этого РАО все наслышаны. А сколько мертвых душ находится среди остальной толпы получателей и тем более под общим названием «разные», видимо, одному Богу известно.

Не менее 90% пунктов плана вызывают вопросы и сомнения. В первую очередь потому, что по своей бессистемности и пестроте никак не тянут на уровень правительства, претендующего на роль адмирала экономической сферы. В лучшем случае вся эта программа внешних заимствований была бы больше к лицу какому-нибудь провинциальному банку. Ну в самом деле, разве на уровне правительства и Думы должен решаться вопрос выделения 100 тыс. долларов кредита какому-то цеху из Тулы? Даже в третьеразрядной корпорации вопросы такого масштаба относятся к компетенции руководителей среднего звена.

Этому очередному парадоксу правительственной практики есть тоже достаточно простое объяснение — за 90% проектов стоят корыстные интересы чиновников. Которые и включают полезные лично для себя пункты в план. В итоге можно констатировать: из 1,5 млрд долларов, планируемых к получению внешних кредитов, 1,3—1,4 млрд по большому счету нужны только самим чиновникам. При этом финансируемые за их счет проекты обеспечивают в основном прикрытие операции расхищения. Как и действительно нужные проекты. Итогом этой игры чиновников в банкиров будет растаскивание двух третей получаемых кредитов. То есть одного млрд долларов. И это далеко не вся цена нашего Белого дома. Есть еще бюджет, внебюджетные фонды...

В этой связи уместен вопрос: кто на самом деле руководит этим благотворительно-расхитительным учреждением — Путин или Касьянов? Или «белодомовский» аппарат? Очень уж похоже, что руководители правительства только подмахивают нужные чиновничьей корпорации бумаги, даже не пытаясь толком в них разобраться.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow