СюжетыОбщество

ШЛИ НА РЫНОК, А ПОПАЛИ НА БАЗАР

Этот материал вышел в номере № 29 от 24 Апреля 2000 г.
Читать
или Эксклюзивная приватизация по-казахстански «Заграница нам поможет» Карагандинский металлургический комбинат в 1995 г. передан в управление компании «Ispat International». Активы комбината были приватизированы, а долги (сотни млн...

или Эксклюзивная приватизация по-казахстански

«Заграница нам поможет»

Карагандинский металлургический комбинат в 1995 г. передан в управление компании «Ispat International». Активы комбината были приватизированы, а долги (сотни млн долларов) заморожены. Выплачивая среднемесячную зарплату металлургам Караганды около 200 долларов (для сравнения: в Мексике средняя зарплата металлургов — 600 долларов), можно иметь неплохую прибыль.

АО «Жезказганцветмет» примерно в то же время передали в управление другой иностранной компании — «Samsung Deutschland GmbH». Обязательства государства перед фирмой впечатляют. Простив кредиторские долги, правительство обязало дебиторов вернуть предприятию всю задолженность. Но это ещё не всё. АО «Жезказганцветмет» освобождается от уплаты госпошлины при предъявлении исков по дебиторской задолженности. В случае возникновения конфликтов с государством все услуги адвокатов компании «Samsung Deutschland GmbH» должна оплачивать (впечатляющее «ноу-хау») ...Республика Казахстан. Сегодня южнокорейская компания отрабатывает только богатые руды, что приводит к резкому истощению недр. За время управления на комбинате были сокращены рабочие места, несмотря на условия первоначального контракта о их сохранении.

«Южнефтегаз» (месторождение Кумколь) в 1996 году продали совершенно неизвестной на мировом рынке канадской компании «Hurricane Hydrocarbons». Иностранцы пообещали осуществить инвестиций в объеме 280 млн долларов на протяжении 6 лет, а пока заплатили за уникальное месторождение (нефть здесь добывается дешевым фонтанным способом) чуть ли не по себестоимости. Сегодня канадцы в порядке. «Сняв сливки», они свои затраты отбили за полгода. Инвестициями же в производство стали: ...приобретение по завышенным ценам устаревшего и б/у оборудования для ремонта скважин, таких же моторов и автомобилей, содержание футбольной команды («для души») и подсобного хозяйства («для тела»). Ответственности «горе-инвесторов» за неумелое руководство нефтепромыслом в контракте казахстанские приватизаторы не прописали. За несколько поколений внуков по обе стороны океана можно быть спокойным.

Экибастузская ГРЭС-1 была куплена в июне 1996 г. приблизительно за 1,5 млн долларов компанией «AES Sun Tree Power Ltd.». Для сравнения: в Ирландии компания группы «AES» купила электростанцию в 5 раз менее мощную за 300 млн долларов. Ну подумаешь, одно и то же покупают в Казахстане в 1000 раз дешевле, чем в Ирландии, — разве это «ноу-хау»? А вот что победителем тендера по покупке экибастузской ГРЭС-1 стала компания, которая даже приглашения на него не получала, это уже по-передовому. Есть чему поучиться.

В этих историях много вопросов, ответы на которые мог бы дать г-н Калмурзаев, бывший в те годы председателем Государственного комитета по управлению госимуществом. Однако главный герой казахстанской приватизации как молчал, так и молчит о том, как осуществлялась передача собственности в частные руки. Оно и понятно: нет у него времени, на службе он у государства, является руководителем администрации президента Казахстана Назарбаева Н.А.

Зато другой герой казахстанской приватизации, г-н Утепов, возглавлявший Госкомитет по приватизации и отвечавший за проведение тендеров, иногда «балует публику» подробностями о том, как распродавалось то, что принадлежит (принадлежало) всем казахстанцам.

«Утро вечера мудренее»

В 1996 году 12 предприятий Алматинской энергосистемы, включая Капчагайскую ГЭС, были проданы за 7 млн долларов бельгийской компании «Tractebel». По мнению специалистов, ее стоимость в 50 раз дороже. Алматы тогда была ещё столицей, энергосистема — не скважина, у всех на виду. Как так? Почему? Общественность ждала ответов. Дождалась. Председатель Государственного комитета по приватизации, который подписывал договор купли-продажи, г-н Утепов всё объяснил. Дескать, мол, из-за срочности договор подписывался в 4 часа утра. Отсюда и некоторые недостатки и нестыковочки контракта. Вот это «ноу-хау»! Лихо. Да и бельгийцы тоже ребята — не промах. (Кто у кого опыт перенимал?) «Tractebel» обещает в контракте крупные инвестиции, которые должны были пойти на ремонт изношенных производственных фондов. Дальше (аплодисменты бельгийскому «ноу-хау») стоимость всех ремонтных работ электро- и теплосетей, а также предприятий, производящих электроэнергию, закладывается компанией «Tractebel» в тариф. Оплата услуг за свет и тепло становится для большинства алматинцев просто непосильной. Про время суток подписания следующих контрактов по продаже государственной собственности общественности не сообщается. Её вообще стараются беречь от излишних переживаний. А то вот в конце 1999 года газета «Ле Суар» опубликовала сенсационную информацию о том, что королевская жандармерия Бельгии в сотрудничестве с прокуратурой Швейцарии раскрыла факт дачи компанией «Tractebel» взятки неназванным пока руководителям Казахстана за передачу в управление компании газопроводной сети республики. Будто взятка в 50 млн долларов США была выплачена в августе 1997 г. бизнесменам-посредникам, и целью платежа были указаны «консультационные услуги» в приобретении казахской газопроводной системы. Но казахстанскую общественность теперь не проведёшь. Достоверно стало известно, что этот номер газеты «Ле Суар» подписывался в печать утром, причём срочно. А утром, сами знаете...Ну уж, если общественность не волнуется, то казахстанскому правосудию это вообще ни к чему. А то вот как-то правоохранительные органы возбудили дело по факту подлога документов при приватизации Павлодарского нефтеперерабатывающего завода (далее ПНПЗ), да только государственных мужей зря побеспокоили.

Копия всегда хуже своего оригинала, «Если документов нет, значит, нет. Где мы их возьмём? А копии, имеющиеся в деле, — мы не знаем, соответствуют ли они подлиннику... Если договор переподписан, хоть и с нарушением, в силу он вступил уже с измененными условиями. Получается, что варианта первого вроде бы и в природе не было». Перед вами — цитаты из интервью одной казахстанской газете и.о. начальника Главного следственного управления КНБ РК г-на Габбасова по поводу прекращения дела по факту подлога документов при приватизации ПНПЗ. Предыстория такова. В 1997 году было принято решение о приватизации ПНПЗ. Конкурс выиграла малоизвестная американская фирма «CCL Oil Ltd.». Госкомимущество в лице своего руководителя г-на Калмурзаева подписало договор концессии 7 марта 1997 г., по которому фирма «CCL Oil Ltd.» пообещала довести оборотные средства до 50 млн долларов, выплатить 1,5 млн долларов бонуса, погасить 4 млрд 120 млн тенге задолженности — все это в обмен на управление контрольным пакетом акций предприятия. Что же происходит дальше? На «приватизационную» арену вступает заместитель г-на Калмурзаева г-н Абдукамалов, который не согласился с таким кабальным для американцев договором и решил его изменить. Г-н Абдукамалов подделывает, да-да подделывает государственный документ — контракт на передачу в концессию Павлодарского нефтеперерабатывающего завода и подписывает его, сохраняя номер и дату первого договора. По условиям второго договора для американцев предоставляются «небольшие» поблажки: отсрочка оплаты компанией бонуса, в несколько раз уменьшаются обязательства по оплате долгов перед бюджетом и увеличиваются сроки уплаты этой задолженности, исключается право государства расторгнуть договор в одностороннем порядке и, что самое главное (как же в такой красивой комбинации без «ноу-хау»), концессионеру предоставляется право залога госпакета акций без согласия государства. Мы не можем утверждать, что это г-н Калмурзаев попросил своего заместителя подменить документ. Хотя доверенность на подписание этого второго договора он г-ну Абдукамалову выдал.

Однако подлог скрыть не получилось. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело, которое было через некоторое время прекращено по причине отсутствия состава преступления, то есть оригинала первого договора. Непонятно? Прочитайте эту часть с самого начала.

Казахстанские приватизаторы — самые прогрессивные приватизаторы в мире.

Пульс общества в разных сферах жизни сегодня определяют разные рейтинги. У нас получился свой необычный рейтинг — рейтинг промышленных объектов Казахстана, приватизация которых отличалась особой оригинальностью. Уникальность обстоятельств приватизации того или иного объекта определяет его место в рейтинге.

Сегодня правительство Казахстана разрабатывает проект приватизации земли. По каким схемам она пройдет, нетрудно догадаться, ибо все перечисленные господа по-прежнему занимают свои кресла. Наработанные механизмы, аналогичные приватизации предприятий, будут применены для распродажи государственных земель. Реформы приведут к концентрации земли в руках небольшой группы «долларовой элиты», что уже является нарушением извечных прав на землю. Мелкие собственники утратят земельные участки, и появится новый класс иностранных землевладельцев, получивших права собственности на государственном аукционе.

Как и любая другая история, так и эта история приватизации в Казахстане имеет обыкновение повторяться, и если сегодня мы не выразим общественный протест, то завтра с казахской землей произойдет то же самое, что и с предприятиями, находящимися на ней.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow