Сюжеты

ТАЙНА ФАТИМСКОГО ЧУДА

Этот материал вышел в № 30 от 27 Апреля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Ватикан готов вернуть России утраченную святыню. Москва не готова ее принять Почти весь ХХ век чудотворная икона Казанской Божией Матери считалась навеки утраченной — вместе с тысячами храмов, миллионами душ... Да что перечислять...


Ватикан готов вернуть России утраченную святыню. Москва не готова ее принять
       
       Почти весь ХХ век чудотворная икона Казанской Божией Матери считалась навеки утраченной — вместе с тысячами храмов, миллионами душ... Да что перечислять общеизвестное?!
       И вот, кажется, образ Богородицы, обретенный при Грозном в золе пожарища, исцелявший слепых и дважды спасавший страну, найден. И не погиб в огне, как считали в России с 1904 года.
       Точно сама Казанская подала о себе весть и пожелала выйти из затвора.
       «Та» ли это Казанская? Даже во время подготовки материала В. Лебедева и Ю. Демянковой странные происходили вещи... Когда советовались с поэтом Ольгой Седаковой, оказалось: четверо ученых и писателей нынешней России воочию видели образ Казанской Божией Матери в Ватикане, в часовне Папы Римского. И Ольга Седакова была одной из этих четверых.
       Но по ее предположениям икона, хранимая Иоанном Павлом II, — не «та самая» Казанская, а список из обители, основанной преподобным Серафимом Саровским и разоренной революцией. Истину должна установить экспертиза.
       ...В начале XVII века заступничество образа Казанской Божией Матери спасло страну от польского католического владычества. Теперь ее хранит и надеется вернуть России Папа Римский, по крови поляк.
       Готовы ли мы сами к ее новому обретению? Понимаем ли, что, возможно, вновь воскресает из пепла на наших глазах?
       Если да — быть может, возвращение образа Казанской Божией Матери обозначит для страны черту возрождения после почти векового периода опричнины и смуты.

       
       Мы с большой долей уверенности можем говорить о том, где находится ныне одна из главных святынь России — икона Казанской Божией Матери.
       Она всегда давала о себе знать в самые тяжкие для страны периоды. И в исторической памяти России именно с заступничеством Казанской связано изгнание поляков из Москвы в 1612 году. А значит, завершение Смутного времени. Именно сейчас икона Казанской Божией Матери опять напомнила о себе.
       Мы верим, что подлинность образа подтвердит научная экспертиза. Но для этого икона должна вернуться на родину

       
       Хранила Минина, Пожарского, Кутузова. А при Гапоне ушла в затвор
       Икона Казанской Божией Матери была обретена в 1579 году у развалин Казанского кремля девятилетней девочкой Матреной Онучиной. С чудотворного образа, найденного по знамению свыше на пепелище, в золе, после пожара города, — была снята копия. (Впрочем, когда речь идет об иконах — копии называют списками.) Список перенесли в Москву.
       Иоанн Грозный велел на месте явления иконы построить женский монастырь и в нем хранить святыню. В честь явления иконы Казанской Божией Матери был учрежден праздник — 8 (21) июля.
       Архиепископ казанский Гермоген, первый хранитель святыни, стал Патриархом всея Руси. Некоторые исследователи говорят о том, что Гермоген мог перевезти в столицу оригинал иконы Казанской Божией Матери. А чтобы не обидеть жителей Казани, якобы в монастырь вернул первый ее список.
       Все же, по нашей версии и по версии большинства историков, сама чудотворная икона оставалась в Казани.
       В начале XVII века польско-литовское воинство захватило Москву. Как известно, Патриарх Гермоген противостоял Семибоярщине и приходу в Москву войск короля Сигизмунда. Заточенный поляками в подземелье Чудова монастыря, Патриарх рассылал по городам России грамоты, призывая ополченцев освободить столицу.
       Гермоген тайно передает вместе с воззванием к русскому народу и распоряжение: доставить из Казани в Москву икону Казанской Божией Матери. Это решение Патриарха было продиктовано видением архиепископа Арсения Елассонского, который, как и Гермоген, был посажен поляками под стражу. Существует легенда: однажды темничная келья архиепископа наполнилась светом. Арсений вдруг увидел преподобного Сергия Радонежского, который возвестил ему, что Москва будет освобождена заступничеством иконы Казанской Божией Матери.
       С казанской иконы была сделана вторая копия, значительно меньше и оригинала, и его первого списка. С этой иконой ополчение Минина и Пожарского вошло в Москву.
       После освобождения столицы в первый же воскресный день русское воинство и все граждане совершили торжественный крестный ход с чудотворной иконой. Для хранения и почитания иконы Казанской Божией Матери князем Пожарским на Красной площади был выстроен собор.
       Позже, в 1710 году, по указу Петра I в Санкт-Петербург из Москвы были перевезены многие святыни. Среди них и один из списков Казанской Божией Матери.
       Итак, оригинал хранился в соборном храме Казанского монастыря. Первая копия находилась в Санкт-Петербурге, с начала XIX века — в Казанском соборе. И список меньшего размера — в Московском Казанском соборе на Красной площади.
       Считалось, что все три иконы оберегали Россию с запада, востока и севера.
       В Казанском соборе отслужил молебен М. И. Кутузов перед отъездом в действующую армию осенью 1812 года. Всю кампанию фельдмаршал носил под шинелью образ Казанской. Ей православная традиция приписывает заступничество за страну в 1812-м.
       Месторасположение икон сохранялось до 1904 года. В ночь с 28 на 29 июня 1904 г. из Казанского Богородицкого монастыря была похищена чудотворная икона Казанской Божией Матери. Полицейская хроника описывает детали святотатства. Воры были найдены быстро. Сама же икона, по словам преступников, была ими разрублена топором и сожжена в железной печке во дворе дома купца Шевлягина на Кирпично-Заводской улице в Академической слободке.
       Любопытно, что по одной из версий, высказанной полицией, икона в действительности не была сожжена, а спрятана купцом Шевлягиным. Но, так или иначе, икону обнаружить не удалось. Хотя, по некоторым сведениям, после октябрьского переворота уехавший в Англию Шевлягин продал святыню в частную коллекцию.
       Трагические события первой половины ХХ века коснулись и двух других образов. После октябрьской революции власти приступили к изъятию церковных ценностей.
       В Петербургском Казанском соборе основной спор вызвал знаменитый иконостас, изготовленный из серебра, добытого казаками атамана Платова в войне с Наполеоном.
       Всего из Казанского собора, согласно сохранившимся документам, было изъято 129 пудов 37 фунтов и 20 золотников серебра. 17 марта 1922 г. иконостас был разобран. А в конце 1922 года украшения с иконы Казанской Божией Матери, находящейся в Петрограде, были проданы большевиками за рубеж. О самом же образе больше ничего не известно.
       Что касается московской иконы, то после того, как в начале тридцатых был разрушен Казанский собор на Красной площади, она была перенесена в Богоявленский Патриарший собор.
       Хотя и на сей счет существуют разные версии: тот ли это список?
       
       Казанская в эмиграции
       Но вернемся к чудотворной, погибшей или пропавшей в 1904 году. Нам удалось узнать, что таинственным лицом, купившим икону для своей коллекции у купца Шевлягина, был миллионер из Южной Африки Солли Джоэл, проживавший в Лондоне. До 1935 года он сомневался в подлинности иконы. И только после того, как отдал ее экспертам, успокоился. Сохранились свидетельства о проведенной экспертизе: «Изображение Казанской Богоматери — это живопись на дереве, которую можно отнести к XIV или XV веку. Возможно, икона была написана в Константинополе. Обстоятельное рентгеновское исследование показало, что структура дерева иконы находится в стадии консервации. Краски яркие. Икона не повреждена. Века только увеличили красоту и покой изображения.
       Икона покрыта ризой из позолоченного серебра. Рельефный оклад почти полностью закрывает живописное изображение, оставляя лишь лики и благословляющую руку Младенца. Это несомненный шедевр искусства, а также объект большого религиозного поклонения, из-за которого определить стоимость иконы крайне тяжело. Риза датирована XVII веком. В ризу инкрустированы более тысячи бриллиантов, изумрудов, рубинов, сапфиров и жемчугов. Большинство этих камней находятся в окладе веками».
       Нам удалось достать фотографию этой иконы. Ее мы показали искусствоведам. Их предварительная оценка во многом совпала с оценкой английских экспертов. Но были и расхождения. Так, например, отечественные специалисты отвергли предположение о том, что «икона была написана в Константинополе». Нам объяснили, что письмо иконы — восточнорусской школы. Отметили и вмонтированные в ризу неграненые драгоценные камни. Но самое главное — по письму искусствоведы определили, что эта икона написана гораздо раньше, чем та, которая хранится в Богоявленском Патриаршем соборе.
       В 1950 году Джоэл перепродал икону некоему Ф. А. Митчеллу-Хеджесу, который поместил святыню в своем замке на севере Англии.
       После смерти Митчелла икона была оставлена в наследство дочери — Анне Митчелл-Хеджес. Перед смертью он просил дочь передать икону для хранения в церковь. Эта весть облетела весь церковный и околоцерковный мир.
       В 1960 году попытку выкупить ее сделал архиепископ Русской Зарубежной Православной Церкви, владыка Иоанн Шаховской. Ему удалось договориться с владелицей иконы о ее показе в православных храмах США. 8 декабря 1963 года икона была выставлена для молебна в одном из бостонских православных храмов. Более тысячи людей пришло на поклон образу Богоматери. Но не удалось собрать нужную сумму для покупки иконы.
       В 1964 году икона экспонировалась на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 1965 году вернулась к Анне Митчелл-Хеджес, которая через своего доверителя, некоего Франка Дорланда, для хранения святыни избрала один из банков Англии.
       В начале 1970 года директор Центра Католической Русской Церкви Святой Девы Марии Фатимы священник Карлос Патцелт выкупает икону у Митчелл-Хеджес и 21 июля 1970 года, в праздник иконы Казанской Божией Матери, передает ее в португальский храм в Фатиме.
       
       Фатима. 1917 год.
       Почему икона была перевезена в маленькую деревушку в Португалии? 13 мая 1917 года в деревне Фатима десятилетней Люсии Сантуш и ее брату и сестре было видение. С небес сошла молодая женщина во всем белом. Она неожиданно стала разговаривать с детьми и пообещала приходить на это поле 13-го числа каждого месяца до самого октября, потом стала удаляться к востоку и вскоре исчезла в солнечных лучах.
       Вечером дети рассказали обо всем родителям. Конечно, им не поверили. Но все же 13 июля на поле у села собралось более пяти тысяч человек. Все присутствовавшие видели, что ветви дерева, на которое опускалась женщина в белом, пригнулись. Детям женщина сказала: «Чтобы спасти людей, Господь хочет установить в мире почитание Моего Пречистого Сердца. Святейший Отец велел мне поручить судьбу России, и тогда наступит мир». Так же женщина открыла детям свое имя — Богородица. Слова Богородицы многих потрясли. Было непонятно, почему в Португалии Богоматерь поминает Россию.
       13 августа на поле собралось до восемнадцати тысяч человек. А 13 сентября 1917 года — свыше тридцати тысяч. Но самое важное случилось при последнем, шестом явлении фатимского чуда, в октябре.
       Около семидесяти тысяч человек со всех концов Португалии приезжают в Фатиму. Лиссабонские газеты присылают журналистов, полиции с трудом удается навести порядок. От дерева остаются лишь ствол и ветви — листья разобрали на реликвии. Сквозь огромную толпу дети с трудом пробрались к дереву. Все замерли в ожидании. Окружавшие увидели, как детей около дерева окутало белое облачко. Это явление повторилось три раза.
       Вот как описывает фатимское чудо Б. Романов в книге «Русские волхвы, вестники, провидцы» (СПб, 1998): «Солнце было подобно серебряному кругу, на который можно было смотреть, не щурясь. Оно закружилось, как колесо. Верующие бросились на колени и стали молиться. Многие плакали и каялись в своих грехах, думая, что наступил последний час. И вдруг все увидели, что солнце как бы отделилось от неба и зигзагообразными скачками устремилось на них, излучая сильное тепло. Люди кричали, молились, взывали к Богу: «Помилуй мя, Боже!» — вскоре этот вопль стал господствовать. Между тем солнце, внезапно остановившись во время своего головокружительного падения, зигзагообразно поднялось на небо и мало-помалу стало сиять своим обычным светом среди яркого неба. Толпа поднялась с колен».
       Следствие, произведенное позже церковными властями, установило, что такое небывалое движение солнца наблюдалось за пять и более километров от Фатимы. Установлен был и другой поразительный факт: промокшие до нитки во время дождя люди заметили, что тотчас после прекращения явления их одежда оказалась сухой, абсолютно сухой!
       Фатимское явление Богоматери широко освещали все западные газеты того времени.
       Но не российские.
       Вероятно, чудо в далекой Португалии затмила реальность революции.
       ...Но знал ли об этом последний император, бывший тогда в Тобольске под арестом Временного правительства?
       Оказывается, знал. В дневниках учителя царских детей Сиднея Гиббса приведены слова Николая II об этом чуде:
       «Ни один португальский газетчик не додумался бы вложить в уста этой девочки пророчества о России. Зачем им Россия? В Португалии не только эта неграмотная девочка, но и большинство владельцев газет знают о России столько же, сколько мы о них, даже меньше. Кто же мог вложить в уста девочки, наверняка будущей святой, слова именно о России? Ну представьте себе, господин Гиббс, что у нас, скажем, Серафим Саровский стал бы пророчествовать о Португалии, Франции или о вашей стране. Кто бы его услышал?»
       
       Три откровения о судьбе России
       Во время явления Богоматери детям было сообщено свыше три тайны. Две из них сбылись. Первая мировая война закончилась в 1918 году. Вторая — антирелигиозный режим в России просуществовал 74 года. Что касается третьей тайны, то ее знают только два человека. Девяностотрехлетняя монахиня Люсия Сантуш (ее сестра и брат умерли от эпидемии в 1920 г.) и Папа Римский Иоанн Павел II.
       После покушения на Иоанна Павла II икона была передана в Рим. Папа Римский — хранитель православной святыни.
       С тех пор минуло почти восемнадцать лет. Икона Казанской Божией Матери по-прежнему остается в Ватикане.
       Иоанн Павел II во время посещения Фатимы в 1982 году встретился и долго беседовал с Люсией Сантуш. Люсия подтвердила, что во время явления Богородицы было еще одно пророчество о России. 13 июня 1929 года у монахини было мистическое видение Святой Троицы на Голгофе. У креста стояла мать Иисуса. Она сказала Люсии: «Пришло время, когда Бог пожелал, чтобы святой Отец, в единении со всеми епископами мира, посвятил Россию моему сердцу».
       Многочасовая беседа и петиции верующих побудили Папу совершить на Благовещение 1984 года совместно с католическими епископами и в единении с паствой посвящение России Богородице.
       Конечно, Западу трудно признать в явлении Богородицы откровение об избранничестве России. И до сих пор просьба Богородицы о совместном молении, о призвании России всеми католическими епископами до конца не выполнена. Не менее трудно Московскому Патриархату принять такое откровение из рук Запада. Можно только сожалеть, что в России до сих пор немногие вообще что-либо знают о Фатиме.
       Так или иначе, Папа пообещал передать икону Казанской Божией Матери Патриарху Алексию II. Но по какому-то странному стечению обстоятельств договориться о встрече Иоанна Павла II и Алексия II так и не удалось. Известно, что в 1997 году в австрийском местечке Грац состоялась большая экуменическая встреча христиан Европы. Приехали главы всех конфессий. Говорили и о том, что на этой встрече состоится передача Папой Алексию II иконы Казанской Божией Матери. Но в последний момент Алексий II отказался лететь в Австрию. Делегацию Русской Православной Церкви возглавил митрополит Кирилл, курирующий международные связи Московской Патриархии. Икона так и осталась в Ватикане.
       Во время подготовки этой публикации мы обращались с просьбой прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг иконы Казанской Божией Матери, к священнослужителям, представляющим как православную, так и католическую церковь. Но деятели церкви просто-напросто отказались говорить на эту тему.
       Посещал ли кто-нибудь из богословов, клириков, историков Русской Православной Церкви храм в Фатиме? Пытался ли кто-то скрупулезно восстановить весь путь, который прошла святыня после ее продажи за границу? Какие предпринимаются действия по возвращению святыни в Россию? И ведется ли подготовка встречи Иоанна Павла II с Алексием II?
       В частных беседах со священнослужителями, которые просили не называть их имен, нам пояснили, что тема возвращения иконы Казанской Божией Матери — одна из самых болезненных.
       Как из рук главного католика принять икону?..
       Сегодня Русской Православной Церкви представляется возможность вернуть в Россию икону Казанской Божией Матери. В 1988 году, первый раз в истории, Папа Римский обратился с апостольским посланием «Euntes in mundum» к Русской Православной Церкви по случаю 1000-летия Крещения Руси. Карол Войтыла, первый славянин на папском престоле, многое делает первый раз в истории католической церкви.
       Возможно, самое драматическое решение он принял в 1995 году, когда в своем ежегодном послании от себя и от имени всей католической церкви впервые за время ее существования принес покаяние за ее тяжкие грехи. И первым из четырех грехов прошлого Иоанн Павел II назвал «разрыв единства христианства», расхождение Западной и Восточной церквей в середине XI века… Но этот факт так же, как и фатимское чудо, в России до сих пор не очень известен.
       Иоанн Павел II последнее время больше обычного посещает святые места. Поговаривают, что Папа тяжело болен... Когда-нибудь в будущем на папский престол может взойти человек, который к России не питает столь добрых чувств, как Иоанн Павел II. Есть опасения, что отношение Ватикана к возврату иконы Казанской Божией Матери тогда может измениться.
       Безусловно, православная церковь, равно как и католическая, переживает не лучшие времена. И в той, и в другой церковнослужители разделились на две условные группы: фундаменталистов и обновленцев. У каждой из этих групп о подлинности иконы свое мнение. Вопрос о возвращении иконы может нарушить шаткое равновесие.
       А пока клирики спорят о своем, икона Казанской Божией Матери находится в Ватикане.
       
       
       ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА
       Хотя трудно судить по фотографии, но все же можно сделать некоторые предположения. Сразу на себя обращает внимание древность оклада. Любопытно и несимметричное расположение камней в окладе, а также способ их огранки. Все это говорит о том, что икона может принадлежать ко второй половине XVI века.
       В пользу этой версии говорит и особое написание лица Богородицы и Христа. Мешочки под глазами, тени, непропорциональная фигура Младенца. Нет гладкописи, как в более поздних списках, где мазки выверенные. Манеру письма трудно отнести к четко выраженной школе. Твердо можно сказать, что это не византийское направление. Но отнести образ к каким-либо известным школам иконописи — московской, новгородской или тверской — тоже нельзя.
       Икона, несомненно, древнее, чем та, что находится в Богоявленском Патриаршем Соборе. Не исключено, что это та самая чудотворная икона Казанской Божией Матери, которую нашла девятилетняя Матрена у стен Казанского Кремля.
       В полной мере подтвердить это предположение может только специально проведенная экспертиза. Необходимо провести исследование дерева и красок. Но как бы там ни было, икона, бесспорно, должна вернуться на родину.
       Икона Казанской Божией Матери — одна из особо значимых икон в Православии. Ее возвращение в Россию может стать важнейшим событием для всего христианского мира.
       Ирина ЯЗЫКОВА,
       зав. кафедрой христианской культуры
       Библейско-Богословского Института
       Святого Апостола Андрея

       
       
       ВЗГЛЯД ОЧЕВИДЦА
       КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ — МОЛЕЛЬНАЯ ИКОНА ИОАННА ПАВЛА II.
       Но он хочет передать ее Патриарху
       В воспоминаниях протоиерея Стефана Ляшевского (1899—1986), опубликованных в издании Спасо-Преображенского Валаамова монастыря («Дивеевские предания», 1996, с. 261—315), содержится рассказ о судьбе Казанской иконы Божией Матери, «фамильной иконы матушки первоначальницы Мельгуновой, которая потом была отдана в Казанскую церковь, когда матушка Александра перестроила ее из деревянной в каменную. Когда разоряли Дивеев в 1927 году, блаженная Мария Ивановна сказала, чтобы Казанскую икону отдали иеромонаху Серафиму (Смыкову)» (с. 285). Сам прот. Стефан Ляшевский «видел и хорошо запомнил» образ в 1943 году, когда о. Серафим, бежавший из Советского Союза, останавливался у них в Таганроге. В Югославии о. Серафим был арестован Красной армией, икона была изъята, попала в руки торговцев и после неудавшейся попытки православных выкупить ее была «через много лет» продана Фатимскому монастырю «за три миллиона долларов, и в настоящее время она является главной святыней Фатимского монастыря. Там ошибочно считают, что это икона из Казанского собора в Петербурге только потому, что риза на ней драгоценная. Когда цветная фотография иконы, находящейся теперь в Фатимском монастыре, попала мне в руки, я сразу ее узнал по хорошо мне запомнившейся драгоценной ризе. Ошибки здесь быть не могло» (с. 286). Таково свидетельство очевидца. В заключение о. Стефан пишет: «В печати промелькнуло сообщение, что когда Россия воскреснет, эта икона будет монастырем возвращена в Россию. Вряд ли!» Издатель записок о. Стефана А. Н. Стрижев в примечании к этой фразе сообщает еще один эпизод, уже, видимо, не известный мемуаристу: «Недавно эта икона была передана в Ватикан» (с. 447).
       Прочитав этот рассказ, я поняла, что удивительным образом мне довелось непосредственно видеть его продолжение!
       В 1995 году профессор Женевского университета и председатель Всемирного общества Владимира Соловьева Патрик де Лобье пригласил С. С. Аверинцева, С. С. Хоружего, К. Б. Сигова, Бернара Маршадье (главу Соловьевского общества Франции) и автора этих строк на встречу с Папой Иоанном Павлом II, которая называлась Соловьевской встречей. Она состоялась в личных покоях Папы. Языком общения и в эту, и в последующие встречи (в 1996, 1997, 1998 годах, причем состав приглашенных каждый раз менялся) был французский, и потому я приношу извинения, если что-то не совсем точно поняла и запомнила.
       Нам была оказана честь молиться вместе с Папой в его личной часовне, перед его иконой. Это был прекрасный старого письма образ Казанской Божией Матери. Легко представить, как поразило нас и то, что Папа молится перед иконой, и то, перед какой! Он не произносил ни слова, все какое-то время молча стояли коленопреклоненно перед образом. Когда Папа поднялся, и все за ним, С. С. Аверинцев сказал: «У нас принято прикладываться к иконам. Можно, мы это сделаем?». Папа разрешил. За обедом Иоанн Павел рассказал, что этот образ всегда с ним, что его подарили ему из Фатимского монастыря, когда он был ранен. «Вы знаете, что я был ранен? — спросил он. — Она меня спасла». В его обращении к иконе, и молитвенном, и мысленном, было необыкновенно глубокое чувство. Потом, говоря о своем стремлении к единству апостольских Церквей (к этому времени вышли уже две энциклики, посвященные этой теме: «Ut unum sint» и «Orientale Lumen», а еще прежде — «Slavorum Apostoli», энциклика о св. равноап. Кирилле и Мефодии, которые причислены Ватиканом к Покровителям христианской Европы) и спросив, что думают об этом его гости, и не услышав никакого определенного ответа, после чьих-то неуверенных слов, что, быть может, когда-нибудь это и произойдет, Папа убежденно сказал: «Я знаю, что это произойдет. Она этого хочет».
       И в следующем 1996 году встреча началась с той же молчаливой молитвы в часовне. В июле 1998 года после несостоявшейся встречи с Патриархом Московским Папа горестно сказал, глядя на образ: «Я собирался подарить ее Патриарху при нашей встрече». После паузы он добавил: «Теперь будет ждать». Монсиньор Дживич предложил на прощание: «Спойте Вашу молитву Богородице». Мы спели «Достойно есть» и в последний раз приложились к иконе.
       Сопоставив то, что рассказано в воспоминаниях о. Стефана (и с его «Вряд ли!», заключающим рассказ), с тем, чему мне довелось быть очевидцем (естественно, в то время ничего не знавшим о дофатимской судьбе иконы), не могу не изумляться происходящему.
       Ольга СЕДАКОВА
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera