Сюжеты

РАЗМНОЖЕНИЕ СОКРАЩЕНИЕМ

Этот материал вышел в № 32 от 11 Мая 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Всякая попытка уменьшить число чиновников заканчивается обратным. Удастся ли это Путину? В обнародованной экономической программе, столь долго разрабатывавшейся Центром стратегических разработок Германа Грефа, есть любопытный параграф,...


Всякая попытка уменьшить число чиновников заканчивается обратным. Удастся ли это Путину?
  
       В обнародованной экономической программе, столь долго разрабатывавшейся Центром стратегических разработок Германа Грефа, есть любопытный параграф, гласящий, что государственные расходы будут в самом ближайшем будущем сокращены на 30—40%. На первый из возникающих вопросов: «За счет чего планируется произвести столь значительное сокращение?», в программе дан четкий ответ — прежде всего за счет расходов на содержание правительства! Бурные продолжительные аплодисменты и неподдельная радость на лицах граждан — наконец-то власть решила начать сокращения с себя! Но как?
       Да, российское правительство уже в первые недели после инаугурации ждет большая перетасовка. Путин и Касьянов уже договорились о резком сокращении армии чиновничества, собираются, как минимум вдвое, сократить количество министерств, ликвидировать Комиссию по экономическим вопросам и вообще все правительственные комиссии. Почти премьер Касьянов высказывал мнение, что их создание было следствием плохой организации работы прежних кабинетов министров. Общая суть предстоящей реформы правительства, которую собирается осуществить почти премьер, не только в сокращении количества министерств и урезании штатов, но и в одновременном расширении функций оставшихся. Касьянов считает, что при подобных переменах ему удастся добиться жесткой управляемости кабинетом министров. По данным, полученным «Новой газетой» из неофициальных источников, главы всех министерств уже получили уведомления о сокращении штатов на 10%.
       На всех этапах новой истории, объявляемых властью судьбоносными, идея сокращения расходов на госаппарат регулярно приводит к обратному результату. Видно, от боязни сокращений российское чиновничество пухнет как на дрожжах.
       Любопытно, сколько сегодня стоит государству содержание министерств? Попробуем выстроить рейтинг самых дорогих.
       Первую строчку, безусловно, займет Министерство обороны с его военными затратами. Не будем рассуждать о степени их объективности, завышенности или недостаточности. Просто приведем данные. Расходы на национальную оборону в прошлом году составили 116,3 млрд руб. (124,1% в годовом бюджетном назначении). По разделу «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности» фактические расходы составили 56,8 млрд руб. (110,6%).
       Превышение запланированных расходов почти на четверть годового бюджета объясняется проведением контртеррористической операции на Северном Кавказе. Правда, при этом первый заместитель министра обороны РФ Николай Михайлов заявил на пресс-конференции, что «для проведения антитеррористической операции в Чечне в долговую яму Министерство обороны не залезло». Ранее было официально объявлено, что общие расходы из федерального бюджета на проведение антитеррористической операции в 1999 году составили 5 млрд руб. Данные о расходах на проведение операции в Чечне в 2000 году пока не сообщались.
       Министерство обороны — министерство заведомо расходное, и сетовать на его траты никто не собирается. Но далее строчки самых расходных министерств страны уверенно занимают те, которые должны приносить реальные доходы в бюджет.
       Недешево обходится государству антимонопольное ведомство. В результате скандально известного аукциона по продаже пакета акций Тюменской нефтяной компании государство вместо 260 млн. долл. получило только 90 млн. Глава ГКАП РФ Илья Южанов весьма выборочно подошел к претендентам на участие в аукционе: кого хотел допускал, кого не хотел - нет. В результате компании, которые готовы были предложить очень выгодные суммы за пакет акций ТНК, не были допущены к аукциону, и контроль над компанией получил дружественный Южанову «Альфа-банк».
       Деятельность ГКАП последнего времени вызвала и вопрос: сколько не досчитается государство, когда все доходы от российского алюминия пойдут на оффшорные счета? Как известно, Южанов после проверки, которую его ведомство провело по поводу покупки акций сибирских алюминиевых предприятий «ЛогоВАЗом» и «Сибнефтью», признал эту сделку «соответствующей российскому антимонопольному законодательству». И это несмотря на то что, по его же словам, большинство из договоров купли-продажи осуществлялось через оффшорные компании.
       «Одни оффшоры — бывшие совладельцы алюминиевых компаний — продали свои акции другим оффшорам, — заявил Илья Южанов во время выступления на «правительственном часе» в Думе. — Нами проводилась работа по выявлению реальных собственников этих оффшоров. К настоящему моменту она не завершена. Посланы соответствующие запросы и в Совет безопасности, и в службу внешней разведки. Очевидно, что те сделки, которые происходили, координировались из одного центра. Потому что осуществлялись одними и теми же оффшорными компаниями, по одним и тем же схемам, в одно и то же время, с одной и той же целью».
       Заявив столь категорично с трибуны, что работа по выявлению собственников не завершена, то есть ГКАПу неизвестно, кто же конкретно стал новыми алюминиевыми королями, несколькими минутами позже Южанов весьма дружески общался в думских кулуарах с «неизвестными» ему господами Березовским и Абрамовичем...
       Все это факты, в экономической программе не упомянутые. Написанная для нового президента, она пока только предполагает госрасходы на содержание правительства сокращать.
       Кто знает, может, новое российское руководство все-таки сможет вписать строчку и провести реорганизацию не только на бумаге.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera