СюжетыОбщество

ПОДНИМИТЕСЬ В ГЛУБИНКУ

Этот материал вышел в номере № 33 от 15 Мая 2000 г.
Читать
Закончился конкурс информационных региональных программ «Новости — время местное» Взмах руки дирижера в кадре сопровождается взмахом смычков — снимается репетиция оркестра. Для непосвященного исполнители классической музыки — вроде...

Закончился конкурс информационных региональных программ «Новости — время местное»

Взмах руки дирижера в кадре сопровождается взмахом смычков — снимается репетиция оркестра. Для непосвященного исполнители классической музыки — вроде небожителей. Но 17 оркестрантов из Красноярского симфонического живут и не на небесах, и даже не в доме. Прописаны в филармонии, а обитают с семьями в гостинице «Огни Енисея». Известна теория, что благополучный художник перестает творить. Когда быт не налажен, работа — единственная отдушина. Вот власть и поддерживает должный для вдохновения уровень неблагополучия.

Не год и не два, а уже одиннадцать лет постояльцы «Огней Енисея» репетируют в своих номерах — соседям на усладу — такое уж ремесло. В углу номера электроплитка — гостиничный, полузапрещенный вариант домовитости. Дети повырастали, другого дома не зная. И тоже репетируют, музыка — дело династийное. Филармония давно задолжала гостинице. Лебедь обещал решить проблему. Но руки не дошли. Так что и этого пристанища музыканты могут лишиться.

В общем-то, катастрофы нет, не беженцы и не совсем бомжи. А то, что Красноярску денег на филармонию не хватает, так когда их хватало? Беспомощная и удобная это публика — творческая интеллигенция.

Репортаж красноярской студии «Афонтово» идет три с половиной минуты, дольше пересказывать. Он получил Главный приз по номинации «Сюжет о власти» на конкурсе информационных региональных программ «Новости — время местное».

Задумала и провела этот фестиваль организация «Интерньюс» — некоммерческая и независимая юридически и по своей сути. Она создана для профессиональной помощи телевидению из глубинки — бесплатные семинары, школа журналистики. У «Интерньюс» по всей стране ученики. А конкурс, который проводится второй год, стал центральным событием для теледокументалистов российской провинции. Более демократичного форума у нас нет. Не участники приезжают на конкурс, а он сам выбирается к ним. В шести регионах проводится свой зональный тур. Ни один фестиваль не собирает такого числа участников, ими становятся и серьезные телекомпании, и совсем маленькие. Это единственный конкурс, куда приезжают преподаватели и анализируют с авторами их программы — верстку сюжетов, наличие в материалах различных точек зрения, работу ведущего, качество текста.

Очередной этап прошел в Красноярске, где можно было посмотреть работы 40 телекомпаний Сибири.

Председатель жюри Ирина Петровская во время церемонии вручения наград говорила, что призы можно присуждать, соблюдая некий политес и очередность, поощряя не столько качества, сколько старания, чтобы все разъехались необиженными, а можно и по гамбургскому счету. Жюри пошло вторым путем. Его решения оказались нетривиальными. По номинации «Информационная программа для городов с населением свыше 300 тысяч жителей» были вручены сразу два приза, поскольку наметились две различные тенденции вещания при абсолютно равных профессиональных достоинствах. Красноярская компания «Афонтово» развивает установки, задаваемые непревзойденным классиком информационных программ НТВ. А старый университетский Томск (ТВ-2) на своей площадке ищет новые принципы. Их новости индивидуально окрашены. Такой информационной передачи больше нет ни в провинции, ни в столице. Директор канала сказал, что их опыт может пригодиться компаниям не богатым, но желающим быть самобытными. А таких в провинции большинство.

Сибиряки охотно аплодировали успехам соперников. Особенно маленьким компаниям из Усолья, Сосногорска, Болотного. Их и нельзя было не поздравить от всей души. С каким восторгом журналисты поднимались на сцену, как трепетно держали свои дипломы, как срывались у них голоса!

Провинция учится у центральных каналов, но ученики, как известно, со временем нередко превосходят учителей.

Что отличает провинциальные новости? Может быть, трогательность? В том смысле, что они трогают, задевают струны. Репортажи «с человеческим лицом» о досадных столкновениях с глупостью власти или о народной ностальгии по прежней державной символике, о не всегда больших событиях, составляющих дни нашей единственной жизни, ложатся камешками мозаики в картину современной России.

В незамысловатые доперестроечные времена заболел — иди к доктору. Теперь же ступай в избирательный участок на другой конец города. Перед выборами в томскую больницу не клали без открепительного талона. Демократии нет предела... (Томск ТВ-2.)

Или сюжет о нашествии обнаглевших тараканов. Журналисты отнеслись к жильцам с понятным состраданием, в отличие от специальных служб, которые неожиданно дали отпор: «Мы травим только блох и крыс. А тараканы — домашние животные». (Красноярск ТВК -6.)

В народные новости под славным названием «Кофе вечерком» («Афонтово») можно звонить с любой мелкой заботой вроде протекающей крыши. От звонков не отмахиваются, реально помогают, но и не тонут в бесконечных хлопотах. Программа сохраняет ритм, ее практичность легка, ненадоедлива, уютна. Она полна необидного юмора и недемонстративного сочувствия. Выпуск, который показали на конкурсе, был посвящен проблеме: надо ли выбрасывать старые вещи. Сюжеты, опросы и звонки были связаны с оказавшейся актуальной темой. Ведущие объясняли, что многие старые вещи — это свидетели времени, они могут пригодиться для музея. Был репортаж из магазина «Second hаnd», который охотно посещают не только пенсионеры и бюджетники, но и вполне состоятельная публика. Показан сюжет об авиаконструкторе, который после развода оставил жене квартиру, а сам устроил себе отличное жилище из баржи, давно брошенной на Енисее, — баржа ведь тоже старая вещь. В Париже в таких плавучих квартирах на Сене живут очень богатые люди, например Пьер Ришар. (Правда, эта история закончилась не по-французски — в отсутствие хозяина баржу сожгли.) В репортаже из детского дома рассказали, в каких вещах нуждаются дети и куда их нести. Кто-то давал адрес общества инвалидов, где очень нужна любая обувь, вплоть до тапочек, а кто-то учил, как удобно можно приспособить корпус бывшего магнитофона для хранения ниток и прочего рукоделия.

Программа «Кофе вечерком» получила специальный приз жюри «За обаяние в общении со зрителями».

Но благодарны и не выигравшие: «Честно говоря, мы сюда приехали не столько в надежде на приз, сколько учиться. Здесь школа высшей квалификации, — говорит редактор телекомпании Боготола. — И еще я здесь нахожу ответы на многие вопросы, мучившие меня. У нас в городе начальство, например, всерьез хочет, чтобы я сессию горсовета полностью транслировала. Да кто это будет смотреть!? А здесь, на конкурсе, я вижу подтверждение своей позиции и скажу дома: простите господа, так телевидение не делается, и это подтверждают московские авторитетные журналисты!»

«Время собирать камни, бутылки, пакеты» — такой плакат висел на улицах Красноярска. Как раз в те три дня, что шел тур, переломилась погода, стало тепло, и, как всегда в межсезонье, в городах ветер гнал вдоль улиц мусор.

Участники и устроители конкурса тоже надеялись, что грязь и мусор предвыборных вакханалий не всегда будут ассоциироваться с лицом профессии. За три дня все собравшиеся почувствовали себя сообществом, где каждый делает свое, а вместе — общее дело. Как в оркестре. И так же, как оркестранты Красноярского симфонического, все жили в гостинице. Но в отличие от бесприютных героев сюжета не задержались в ней надолго, а разъехались по домам.

Время выпускать новости.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow