СюжетыОбщество

МОСКВА, КАК МАЛО В ЭТОМ...

Этот материал вышел в номере № 34 от 18 Мая 2000 г.
Читать
Поддержка Кремля оказалась подножкой для демократов Когда в ночь на понедельник стали известны первые результаты выборов губернатора Петербурга, в штабе Владимира Яковлева, переместившемся в это время в шатер, где после футбольных матчей...

Поддержка Кремля оказалась подножкой для демократов

Когда в ночь на понедельник стали известны первые результаты выборов губернатора Петербурга, в штабе Владимира Яковлева, переместившемся в это время в шатер, где после футбольных матчей пьют пиво болельщики «Зенита», сперва нестройно, а затем все увереннее запели «Нас ждет огонь смертельный/ И все ж, бессилен он...»

При том, что многие не сомневались в итогах, они оказались сокрушительными для антияковлевской оппозиции. Кто виноват?

Этот вопрос теперь задают себе те, кто не желал пришествия нынешнего губернатора на второй срок. Весьма соблазнительно и характерно для интеллигенции сказать что-нибудь про темного и непросвещенного избирателя, который, как его ни уламывали, не встал под знамена либеральной оппозиции. Это удобное объяснение. Да, в электорате Яковлева значительную долю составляют пенсионеры и бюджетники. Но среди 53% избирателей, которые не участвовали в голосовании 14 мая, наверняка было немало тех, кто мог бы отдать свои голоса единому демократическому кандидату. Их неучастие в выборах — показатель качества предвыборной кампании соперников Яковлева.

Демоппозиция с самого начала включилась в столичные игры вокруг выборов питерского губернатора, выказав готовность поддержать того, на кого поставит Москва. Сперва либералы долго ждали, что скажут в Кремле, и думали, что Путин пошутил, когда говорил, что хочет видеть градоначальником своего родного города Яковлева. Надеялись на Степашина, который у гроба Собчака заявил, что московские петербуржцы должны возвращать своему городу долги и он, Сергей Вадимович, к этому готов. Готовность Степашина не оценили.

Но зато появилась Матвиенко, уверявшая, что обязательно победит. Эффектная дама даже умудрилась совратить много серьезных людей, поверивших ее словам. Когда выяснилось, что других кандидатов в губернаторы у Москвы для Питера нет, было уже поздно. Местным либералам оставалось надеяться на средства, доставшиеся по наследству от Матвиенко. Имиджмейкеры и деньги не помогли «яблочнику» Игорю Артемьеву. Скорее, наоборот. Те же 14% основной соперник Яковлева мог получить и без поддержки извне — без сомнительных компромиссов и столь масштабных затрат.

Финальная картина сценария — поддержка Артемьева местным «Единством», о чем, по некоторым сведениям, лидеру «ЯБЛОКА» пришлось лично просить президента. Медвежья услуга, стоившая моральных издержек. В итоге, в глазах избирателей, Яковлев оказался патриотом города, а демократы — той самой рукой Москвы, которую так не любят на берегах Невы.

Вот и получается, что оппозиции надо винить в катастрофе прежде всего себя.

Из нынешних соперников Яковлева вряд ли кто-либо в будущем сможет претендовать на главное кресло в Смольном. В Питере, традиционно считающемся оплотом демократов, не оказалось лидеров, способных бросить вызов градоначальнику. Все ушли в Москву. Победа Яковлева стала поражением не только местных либералов, но и многих высокопоставленных московских петербуржцев, словом и делом участвовавших в избирательной кампании. Впрочем, никто из них, кроме принесенной в жертву Матвиенко, не рискнул бросить открытый вызов действующему губернатору. Изощренные в аппаратной игре, они подтвердили неспособность к публичной политике.

Что дальше? Единственное, что может омрачить Владимиру Анатольевичу радость победы, — информация о назначении наместником в Северо-Западный федеральный округ замдиректора ФСБ Виктора Черкесова, еще недавно руководившего питерским управлением. Путин ставит смотрящим верного человека, настоящего генерал-губернатора. Система сдержек и противовесов. Но у либералов вряд ли будет повод для злорадства. В середине 80-х Черкесов прославился делами против диссидентов, а во-второй половине под его руководством раскручивалось одно из самых громких дел постсоветской России — дело капитана Никитина.

Противники Яковлева тешат себя надеждой, что новые выборы не за горами. Например, губернатора заберут в Москву, в правительство. Или очередная следственная бригада МВД найдет нечто. Говоря откровенно, это иллюзии. Яковлев получил второй срок, скостить который может только он сам.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow