СюжетыОбщество

С МОСТА МОЖНО СБРОСИТЬ ЧТО УГОДНО

Этот материал вышел в номере № 35 от 22 Мая 2000 г.
Читать
За штурмом «Медиа-Моста» стоит легализация информации спецслужб? События 12 мая, когда офисы холдинга «Медиа-Мост» яростно атаковали люди в масках, мало похожие на представителей сил правопорядка, вызвали большой резонанс не только в...

За штурмом «Медиа-Моста» стоит легализация информации спецслужб?

События 12 мая, когда офисы холдинга «Медиа-Мост» яростно атаковали люди в масках, мало похожие на представителей сил правопорядка, вызвали большой резонанс не только в России, но и за рубежом. Это и не мудрено. Всех поразили беспардонные действия спецподразделений. Откровенно помпезный и демонстративный характер захвата помещений. Обычно подобного рода операции проводятся более деликатно, когда силовики знают, где что лежит, и имеют представление, что нужно изъять. В данном случае все делалось с шиком. Почему?

По замыслу авторов операции, действия спецподразделений должны были вызвать определенный резонанс в обществе, сформировать впечатление серьезности и внушительности спецмероприятий. Режиссеры понимали, что газеты и НТВ поднимут шум, будут возмущаться столь неадекватными действиям ФСБ. Как только СМИ покатили волну протеста, ОРТ и РТР продемонстрировали «серьезные улики». Народу показали какие-то распечатки телефонных разговоров дочери Ельцина — Дьяченко, министра внутренних дел Рушайло, бизнес-депутата Березовского и даже сообщили, что прослушивался никому неинтересный политслуга Сванидзе. Было сказано, что все это дело рук злополучного «Медиа-Моста». Получилось если не убедительно, то, по крайней мере, эффектно.

Обозреватели и политики стали строить домыслы, зачем все это было нужно ФСБ. Версий получилось много. С «Медиа-Мостом» сводят счеты Волошин и Березовский. Один за политическую нелояльность к ельцинской кремлевской камарилье, погрязшей в коррупции, скандалах и проч. Другой пытается придушить конкурента и усилить свои позиции масмедийного магната. Говорилось и о том, что коррумпированные руководители ФСБ пытаются заткнуть глотку газете «Сегодня» и НТВ, которые их разоблачают. Есть версия, что тем самым хотят запугать другие средства массовой информации.

Все эти версии имеют под собой основание. Но все цели преследовались параллельно. Здесь, что называется, каждый ловил свою рыбку в мутной воде. Вне поля зрения осталась главная подоплека этой операции.

У Путина сегодня нет более важной задачи, чем избавиться от пут «семьи». В этой борьбе с ельцинским кадровым наследием он делает тайную ставку на единомышленников по совместной службе в КГБ—ФСБ. И поддержка у президента там — колоссальная. Компромата, собранного экс-чекистами на родню Ельцина, членов его ближнего круга (включая сексуальную ориентацию), немерено. На олигархов — еще больше. Но как легализовать эту информацию? Ведь она собиралась без санкции Генпрокуратуры. Ни ФСБ, ни ФАПСИ не может официально признать, что по своей инициативе тайно прослушивали разговоры Ельцина, его родственников, высокопоставленных чиновников, включая министра внутренних дел Рушайло. В сущности, речь ведь идет о секретном «тихом» заговоре спецслужб против действующей власти, попрании прав не только обычных граждан, но даже самых влиятельных чиновников, включая Ельцина.

Оставшиеся в наследство Путину одиозные волошины-березовские активно доставали нового президента, требуя (именно требуя) от него «наехать» на Гусинского, который, в свою очередь, закусил удила и готовился размазать Волошина, выложив о нем убийственные сведения. В том числе о том, куда ушли деньги от аферы с проектом AVVA, который он реализовывал вместе со своим другом Березовским.

И тогда решено было провести спецоперацию, чтобы попытаться убить нескольких зайцев сразу.

В результате налета на офисы «Медиа-Моста» изымалось то, что попадало под руку. Правда, акцент делался на технические средства. Через день «выяснилось», что люди Гусинского якобы подслушивали разговоры всех и вся. Вот в этом и состоит фокус. Массив информации, наработанной ФСБ, ФАПСИ и другими спецслужбами, сброшен в хлам, который изъяли при обыске офисов «Медиа-Моста». Николай Сванидзе в своей программе «Зеркало» убеждал зрителей с экрана телевизора, что в руки правоохранительных органов в результате этой спецоперации попала уникальная информация о разного рода деятелях. Он, правда, не уточнил, что эта информация касается в том числе и сотрудников ельцинской администрации президента.

Пирамида перевернулась. Если у ельцинской камарильи что-то и есть на Путина, то теперь у Путина столько легализованной компрометирующей информации на всю эту шайку-лейку, что она значительно перевешивает антипутинский компромат. Президент может потихоньку сбрасывать одиозных личностей на копья.

Тем не менее в результате этой операции не был учтен один момент. Путина фактически поссорили со многими респектабельными средствами массовой информации. Реакция — вал возмущенных статей, «наезды» на президента. По уму, Путину надо было бы сделать суровое лицо и формально погрозить пальцем в адрес Лубянки, чтобы успокоить либеральную общественность. Но он пока этого не делает. Не вся информация еще легализована?..

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow