Сюжеты

ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ ЧУВСТВ

Этот материал вышел в № 35 от 22 Мая 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Фотобиеннале — грандиозное событие в мире неутомленных рутинной работой фотолюбителей и профессионалов. В это время в городе одновременно проходит сотня фотовыставок, и половина из них заслуживает непременного внимания. Посетить все —...


       
       Фотобиеннале — грандиозное событие в мире неутомленных рутинной работой фотолюбителей и профессионалов. В это время в городе одновременно проходит сотня фотовыставок, и половина из них заслуживает непременного внимания. Посетить все — задача не из легких, но дело того стоит. Главная тема нынешнего, уже третьего биеннале, организованного силами Московского дома фотографии, — Вторая мировая война, и по такому поводу (а может, по истечении срока давности) открылись фотоархивы ФСБ, Музея пограничной службы РФ и Красногорского архива кинофотодокументов, хранимые под грифом «совершенно секретно»
       

   
       Евгений Халдей, Дмитрий Бальтерманц, Яков Халип, Робер Капа, Томас Линк представлены своими лучшими, а также неизвестными, никогда не выставлявшимися работами. Такими мы их еще не видели. Такой войну не показывали. Так внимательно — насколько на это способны выжженные забытьем и ложным пафосом души — войну не вспоминали.
       Солдатский поясной ремень цвета хаки, обмотанный вокруг ржавой арматуры для утяжеления, держит каждый фотографический щит. Ощущения светской инсталляции не возникает ни на секунду. И фотографии, что важно, вызывают не ненависть к немецкому народу, а отвращение к войне. Любой войне. Войне как таковой. Ведь фоторепортеры, рисковавшие жизнью, верили, что эти остановленные мгновения больше никогда не повторятся. Выставка «Посвящение» проходит в Малом Манеже в Георгиевском переулке, 3.
       Другие выставки, проходящие в рамках биеннале, отличаются если не военной тематикой, то суперизвестными именами фотоклассиков разных жанров. Любимый француз всех советских фотографов Анри Картье-Брессон впервые широко выставлялся в Москве два года назад в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина также в рамках фотобиеннале, и это были настоящие именины фотографических сердец. 17 мая в Большом Манеже открылась выставка Брессона «СССР, 50—70-е годы».
       «Со времени своего изобретения фотография не изменилась — за исключением некоторых технических моментов, к которым я безразличен», — утверждает Брессон, классик фоторепортажа. Анни Лейбович, нестандартный и одновременно комильфотный портретист знаменитостей, новатор, публикующийся в ультраклассическом «Воге», считает, что людей нужно видеть, «как они есть, какими они представляют себя и какими они хотели бы быть». Выставка «Ретроспектива» сценарно-постановочной Анни и «СССР...» фактолюбивого Анри соседствуют под одной крышей Большого Манежа, и их концептуально непримиримых поклонников разведут только гигантские площади выставочного зала.
       В Музее современной истории (бывший Музей революции) Европейский Дом фотографии проводит выставку «Трагедия Нагасаки», а российская сторона — выставку «Чечня 1994—1996. Чечня 1999—2000». Фотографии Олега Смирнова, Юрия Козырева, Валерия Щеколдина жестки по факту — а ля гер ком а ля гер, и очень человечны по осмыслению. В детстве, если мне требовался катарсис, я раскрывала фотоальбом «Хиросима и Нагасаки». Вечерние военные телерепортажи принадлежат к визуальным способам воздействия и не успевают замирать для осмысления, а скачут дальше.
       Фотография не исчезает от компьютерной экспансии, как не исчез театр с появлением ТВ. Но мода на профессиональную фотографию все увеличивается. Еще одно подтверждение этому — готовящееся на базе московского Дома фотографии Международная школа фотографии. Мастер-классы в рамках биеннале — только первые ласточки. В течение трех дней фотографы с мировым именем если не открывали прилюдно своих фирменных секретов, то уж точно делились способами использования фототехники, чего умному человеку более чем достаточно. Михаил Королев и Жан-Люк Монтерросо, директор европейского Дома фотографии, шеф русского AP Александр Земляниченко, Влад Локтев и Уиллис Хартшорн, директор Международного центра фотографии в Нью-Йорке имени Робера Капа, брифинг Анни Лейбович в «Шератон-Паласе» — кто бы мог мечтать о таком во времена, когда журнал «Чешское фото» был предметом массового фетиша?! А теперь с тем же процентом узнавания, с каким наши родители листали вожделенный журнал, молодое поколение поймет выставку Свиридовой и Воздвиженского «От оттепели до застоя: люди, лица» — тоже в Большом Манеже. Как пел давным-давно Гребенщиков, ныне выступающий в «Метелице»: «Но чтобы стоять, я должен держаться корней».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera