Сюжеты

ДАНИЛА БАГРОВ УЧИТ ЛЮБИТЬ РОДИНУ

Этот материал вышел в № 35 от 22 Мая 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Второй «Брат» похож на первого только лицом Вместо «Наутилуса» Данила Багров теперь слушает рокапопc, одобренный программной дирекцией MTV, а на должность «новых черных» нашел себе негров вместо кавказцев. Чернее уже некуда. Поклонники...


Второй «Брат» похож на первого только лицом
       
       Вместо «Наутилуса» Данила Багров теперь слушает рокапопc, одобренный программной дирекцией MTV, а на должность «новых черных» нашел себе негров вместо кавказцев. Чернее уже некуда.
       Поклонники первого «Брата» ждали продолжения с особой нервозностью. Опасались провала, хотя бы потому, что сиквелы редко бывают лучше оригинала. Но «Брат-2» скорее не сиквел, а совершенно другое кино со старыми персонажами. Один отличается от другого, как «Илиада» от «Одиссеи».
       Первый «Брат» стал культовым, потому что пришелся как раз впору тому безыдейному времени — в фильме не давалось никаких оценок. Герой не был ни плох, ни хорош, он просто ориентировался по обстоятельствам. Кино мгновенно растащили на цитаты, а продажи видеокассет побили все рекорды. Второму «Брату» статус культового начали лепить задолго до выхода на экраны. Стильный сайт, многочисленные байки со съемочной площадки, повторный релиз первой кассеты, «Мумий Тролль», Земфира и Чичерина на саундтреке... Странно, что до сих пор не выпустили куклу «Данила Багров с самопалом» и паззл «Расправа над плохими черными сутенерами».
       Прошло три года, проклюнулась идеология, появились навыки грамотного промоушна кинопродукции, и в качестве маркера, обозначающего новою эпоху, на экранах снова появился Данила Багров.
       А его «крестный» и наш сегодняшний собеседник — режиссер и сценарист Алексей БАЛАБАНОВ

       
       — В 1997 году, когда вышел «Брат», ни один российский фильм не мог с ним конкурировать. Хотя бы потому, что российского кино тогда было очень мало. Как вы думаете, изменилось ли что-нибудь сейчас?
       — Да, изменилось. Люди изменились, ситуация изменилась, сознание.
       — Вы не боитесь конкуренции?
       — Это очень хорошо, что «Брат-2» не будет единственным. Я очень рад.
       — Вы намеренно вставили в саундтрек самые хитовые песни, которые крутятся по радио и MTV?
       — Я вставил в фильм новую музыку, которая мне нравилась. Очень многие песни, которые я выбрал, стали раскручиваться уже после этого. Некоторые еще выйдут. Я брал то, что мне нравится, и не виноват в том, что эти песни потом стали так популярны.
       — «Брат-2» будет последним?
       — Я не собираюсь снимать продолжение. Я и второй не собирался. Придумалась история, я загорелся.
       — После выхода первого фильма возникло много вопросов по поводу прошлого Данилы. Многие считали, что он служил в горячей точке, сам же герой уверял, что «в штабе отсиделся». Теперь выясняется, что он служил в Чечне.
       — Вообще-то я про это кино снимал — про сознание человека, который вернулся с локальной войны.
       — Большая часть фильма снималась в Америке. Как вам американцы?
       — Мне кажется, что это люди в общем неинтересные. В массе своей. Как и во всем мире, среди них есть и хорошие, и плохие, разные... Но в целом народ американский — он мне совсем не интересен. У них квадратно-гнездовое сознание...
       — А почему тогда Данила едет именно в Америку? Чем ему в Москве было плохо?
       — Вы посмотрите кино и поймете сразу. В фильме есть история...
       
       История в фильме действительно есть. Если в первой части камера в основном фиксировала перемещения Данилы Багрова по желто-серому Петербургу, то теперь сюжет влечет его от города к городу, от пейзажа к пейзажу.
       История, которой мы обязаны появлением нового фильма, вобрала в себя все основные приметы времени: от нового русского, читающего в камеру Пушкина, до неофашиста, торгующего оружием.
       Участвуя в телевизионном ток-шоу, Данила встречает своих боевых товарищей. Одного из них, Костю Громова, вскоре убивают. Расследуя смерть друга, Данила выходит на плохого русского банкира по фамилии Белкин (его играет любимый балабановский актер Сергей Маковецкий, под которого, видимо, эту роль и придумали), а также на некоего Американца, чикагского мафиози, который контролирует в родном городе все — от блюз-клубов до НХЛ. В НХЛ же играет в хоккей родной брат убитого Кости — Митя Громов. Именно его туманные финансовые взаимоотношения с Американцем и стали причиной гибели багровского товарища.
       Собственно, сборы в Америку и составляют первую часть фильма, в которой есть и драйв, и настроение, и потенциальные цитаты. Даже Ирина Салтыкова, которая играет скорее не себя, а «реликтовую поп-певицу Ирину Салтыкову», в первый раз за свою артистическую карьеру не вызывает чувства досады. «Я эту музыку пою!» — говорит она Даниле, который позволил себе усомниться в ценности творчества новой подружки.
       Но потом братья доезжают-таки до Америки и начинается совсем уже другое кино. Чувствуется, что старшего брата Виктора взяли с собой только для того, чтобы провинциальный киллер тире милиционер попробовал заграничной жизни. А также для того, чтобы выдал прибаутку, замочив в сортире бандита-украинца: «Ты мне еще за Севастополь ответишь». Бурный восторг зала после этой реплики, а также после многих других, аналогичных, наводит на мысль, что Балабанов совсем не прогадал, придумав и запустив второго «Брата».
       Заканчивается все и вовсе какой-то разудалой достоевщиной. Уничтожив врага и вернув хоккеисту его деньги, Данила вывозит из никчемной Америки русскую проститутку с просроченной визой. Ее в свое время американская среда заела и довела до панели, а русский киллер приехал и спас.
       Наблюдая за развитием сюжета, начинаешь думать, что пресловутая история «придумалась» не случайно. Появившись в 1997 году, Данила стал едва ли не единственным социально значимым кинематографическим персонажем. Человеком с ружьем, Робин Гудом, Героем Нашего Времени, и далее — по школьной программе. Кому, как не ему, мстить за все наши геополитические унижения? Бойся, Америка. Сейчас приедет Данила Багров, убьет вашего мафиози в его же офисе, искалечит ваших сутенеров из самопала и увезет от вас бритую русскую проститутку. Будете знать тогда, как Сербию бомбить.
       Отпираясь от любых идеологических ярлыков, Балабанов тем не менее превращает бесхитростного Данилу Багрова чуть ли не в теоретика антиполиткорректности и заставляет его делать программные заявления: «Нас так в школе учили. В Англии — англичане живут. В Германии — немцы. А в Африке — негры».
       Алексей Балабанов считает, что насилие на экране никак не влияет на рост или падение преступности на улицах. Основную задачу кинематографа он определяет словом «развлечение», и его воздействие на массы отрицает. После первого фильма журналисты «проели плешь» режиссеру своими вопросами об уместности насилия и расизма на экране.
       Балабанов искусительно улыбается, что твой немец Иоганн из «Про уродов и людей», и моментально пресекает любые попытки пришить его фильму мораль.
       — Если кто-то посчитает фильм морализаторским — это его дело. Кто посчитает, кто-то не посчитает. Я ничего в него не закладывал. Я вообще никогда ничего не закладываю. Я люблю открытое кино.
       — Для чего же вы тогда снимали фильм?
       — Я хочу, чтобы кино понравилось, чтобы люди ушли с хорошим настроением и полюбили свою родину.
       
       Похоже, что Балабанов и на этот раз попал в струю, соединив в своем фильме геополитический комплекс неполноценности и патриотизм самого современного вида. Когда изображают из себя государственника и не платят налогов. Когда призывают добить гадину, сидя в московском офисе с белым билетом. Когда делают «кердык» Америке, уютно расположившись в кресле суперкинотеатра. Теперь вот и кино есть подходящее — «Брат-2» называется.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera