«Доктор Фауст» К.Марло. Режиссер Игорь Древалин
«Фауст» — второй спектакль молодого режиссера Игоря Древалина на сцене театра на Малой Бронной. Первым был спектакль по Бунину «Темные аллеи», который многие считают незамеченной удачей. Теперь на щит взят литературный предшественник и одновременно ровесник Шекспира, Кристофер Марло, который был убит кинжалом в глаз то ли из-за прекрасной гулящей дамы, то ли из-за своих атеистических убеждений. Можно сводить творчество драматурга к религиозным проблемам или связывать биографию автора с судьбами его героев, но главное в том, что именно Марло дал первую в литературе авторскую версию образа Фауста, с чего и начала развиваться идея сверхчеловека, способного пронзить бездны силой своего разума.
Очень хороша режиссура. Античный хор здесь состоит из двух ангелов, злого и доброго. Оба в белом, они раскручивают скрипучее колесо судьбы. Потом шуты, кардиналы, герцоги, студенты, трактирщики, барышники присоединяются к ним и все сильнее и ожесточеннее раскручивают колесо... Круговое, «закольцованное» решение сценографии на этом не заканчивается. В меловом круге на полу сидит Фауст, а колесо судьбы тихонько, но угрожающе раскачивается над ним. Талант Древалева проявился не только в постановке, но и в сочинении музыки, очень уместно сопровождающей спектакль. Сильны и ярки массовые сцены, в том числе и костюмами Марии Даниловой.
Марло, используя фабулу средневекового сказания о чернокнижнике Фаусте, пытался понять, сколь тяжело сознание собственной силы и всемогущества. Однако, когда Фауст читает, скучно. Дмитрий Цурский, играющий Фауста, владеет голосом, но не пространством — кажется, что внутри у него пусто. Его философические речи-размышления — слабое место спектакля: возможно, что открытие микро- и макрокосмоса не происходит нынче с такой же одержимостью, как во времена борьбы за самостоятельное постижение мира. Хотя, наверное, мощный белый стих Марло заслуживает внимания, да и сама тема сомнения в том, интеллектуальный ли ты титан или права не имеешь, звучит сегодня ничуть не менее остро.
Мефистофель прекрасен. Вернее, прекрасна Лариса Богословская, играющая его, и не только внешне. Дух ада просто обязан быть таким белокурым, хитроумным, артистичным и соблазнительным, иначе какой из него посланник геенны? А сопрано и меццо-сопрано (Елена Максимова и Екатерина Губанова), наверное, единственные из всех напоминают о возрожденческом титанизме, идеале свободного человека и его гибели в обществе, породившем индивидуализм и не нуждающемся в индивидуальностях.
Местами происходящее напоминает утренник-капустник для образованных подростков — один вызов духов чего стоит, хотя история рассказывается парадоксальная и трагическая. «У Фауста заимствуй твердость духа и презирай утраченную радость», — утешает Фауст Мефистофеля, которого фаустовские терзанья жгут не меньше. По одной из версий, Мефистофель — «Мефаустофилес» — недруг Фауста, по другой — родственная душа, alter ego.
«Он ринулся в запретные высоты на крыльях восковых. Но тает воск...»