Сюжеты

ИНДИВИДУАЛИЗМ НЕ НУЖДАЕТСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОСТЯХ

Этот материал вышел в № 36 от 25 Мая 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Доктор Фауст» К.Марло. Режиссер Игорь Древалин «Фауст» — второй спектакль молодого режиссера Игоря Древалина на сцене театра на Малой Бронной. Первым был спектакль по Бунину «Темные аллеи», который многие считают незамеченной удачей....


«Доктор Фауст» К.Марло. Режиссер Игорь Древалин
       
       «Фауст» — второй спектакль молодого режиссера Игоря Древалина на сцене театра на Малой Бронной. Первым был спектакль по Бунину «Темные аллеи», который многие считают незамеченной удачей. Теперь на щит взят литературный предшественник и одновременно ровесник Шекспира, Кристофер Марло, который был убит кинжалом в глаз то ли из-за прекрасной гулящей дамы, то ли из-за своих атеистических убеждений. Можно сводить творчество драматурга к религиозным проблемам или связывать биографию автора с судьбами его героев, но главное в том, что именно Марло дал первую в литературе авторскую версию образа Фауста, с чего и начала развиваться идея сверхчеловека, способного пронзить бездны силой своего разума.
       Очень хороша режиссура. Античный хор здесь состоит из двух ангелов, злого и доброго. Оба в белом, они раскручивают скрипучее колесо судьбы. Потом шуты, кардиналы, герцоги, студенты, трактирщики, барышники присоединяются к ним и все сильнее и ожесточеннее раскручивают колесо... Круговое, «закольцованное» решение сценографии на этом не заканчивается. В меловом круге на полу сидит Фауст, а колесо судьбы тихонько, но угрожающе раскачивается над ним. Талант Древалева проявился не только в постановке, но и в сочинении музыки, очень уместно сопровождающей спектакль. Сильны и ярки массовые сцены, в том числе и костюмами Марии Даниловой.
       Марло, используя фабулу средневекового сказания о чернокнижнике Фаусте, пытался понять, сколь тяжело сознание собственной силы и всемогущества. Однако, когда Фауст читает, скучно. Дмитрий Цурский, играющий Фауста, владеет голосом, но не пространством — кажется, что внутри у него пусто. Его философические речи-размышления — слабое место спектакля: возможно, что открытие микро- и макрокосмоса не происходит нынче с такой же одержимостью, как во времена борьбы за самостоятельное постижение мира. Хотя, наверное, мощный белый стих Марло заслуживает внимания, да и сама тема сомнения в том, интеллектуальный ли ты титан или права не имеешь, звучит сегодня ничуть не менее остро.
       Мефистофель прекрасен. Вернее, прекрасна Лариса Богословская, играющая его, и не только внешне. Дух ада просто обязан быть таким белокурым, хитроумным, артистичным и соблазнительным, иначе какой из него посланник геенны? А сопрано и меццо-сопрано (Елена Максимова и Екатерина Губанова), наверное, единственные из всех напоминают о возрожденческом титанизме, идеале свободного человека и его гибели в обществе, породившем индивидуализм и не нуждающемся в индивидуальностях.
       Местами происходящее напоминает утренник-капустник для образованных подростков — один вызов духов чего стоит, хотя история рассказывается парадоксальная и трагическая. «У Фауста заимствуй твердость духа и презирай утраченную радость», — утешает Фауст Мефистофеля, которого фаустовские терзанья жгут не меньше. По одной из версий, Мефистофель — «Мефаустофилес» — недруг Фауста, по другой — родственная душа, alter ego.
       «Он ринулся в запретные высоты на крыльях восковых. Но тает воск...»
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera