Сюжеты

САХАРНАЯ ТРАГЕДИЯ

Этот материал вышел в № 38 от 01 Июня 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Любовь Дона Перлимплина» в Театре Армии. Режиссер Самир Усман-Аль-Баш Испанское правительство начала 30-х годов постановку запретило из-за того, что дон Перлимплин должен был появиться на сцене в военной форме и с огромными оленьими...


 
«Любовь Дона Перлимплина» в Театре Армии. Режиссер Самир Усман-Аль-Баш

       
       Испанское правительство начала 30-х годов постановку запретило из-за того, что дон Перлимплин должен был появиться на сцене в военной форме и с огромными оленьими рогами на голове, претерпевший поругание своей супружеской чести пятью расами сразу, что сочли «несовместимым с достоинством Отчизны». ЦАТР обошелся без иносказаний, разглядел подзаголовок пьесы: «в четырех лубочных картинках» и прочитал ее в духе обаятельного театра легкого жанра, водевиля и комедии-буфф.
       Дно должно быть одно. В подведомственный театр регулярно ходит министр обороны Сергеев.
       А вот сам Лорка однажды подумал или сделал вид, будто фильм Бунюэля «Андалусский пес» направлен против него. Он сказал: «Бунюэль сделал маленький фильм. Он называется «Андалусский пес». Этот пес — я».
       На самом деле и сюрреалисты, и коммунисты — что в принципе одно и то же — о нем отзывались очень хорошо. Дали с Бунюэлем были его хорошими приятелями, а советская книжная серия «ЖЗЛ» преподносила Лорку мучеником фашистского режима, и факты эти правдивы и одновременны.
       В драмах Лорки на лицах трагических героев различается печать близкой смерти, «черная метка». «Дон Перлимплин» начинается как фарс, а кончается как романтическая трагедия. У Брехта в «Карьере Артура Уи» персонажи, которым предстоит вскоре быть убитыми, появляются на сцене с выбеленными лицами, оповещая партнеров и зрителей о своей злосчастной судьбе. Дон (Федор Чеханков) говорит своей обожаемой и недосягаемой прекрасной Белисе (Анна Попова): «Твоя жизнь — это трагедия. Ты бела, как лилия, как сахар». Но на сахар неизбежно слетаются мухи. Поэтому фарсовый мотив — женитьба старика на молодой и ее измена гротескно обострены: герой унижен как никто. Презрение жены и страсть лепят из пугливого книгочея героя. Чтобы заслужить любовь, он переодевается в юношу и преследует жену на улице, шлет ей страстные письма... Певец разочарования, печальный охотник Милан Кундера в своем романе «Подлинность» описывает похожий, но более сложный современный сюжет: муж инкогнито пишет жене любовные письма, чтобы та перестала стесняться старения и раскрепостилась. Сюжет Лорки дорог именно своей простотой. Фернан Кроммелинк, чей «Великолепный рогоносец» безусловно повлиял на Лорку, признавал, что «Перлимплин» сходен по сюжету, но тема решена талантливее.
       Говорят, когда Федерико сочинял, он клал в карман кусочек дерева и иногда дотрагивался до него, чтобы не утратить связь с действительностью. Чистая поэтическая эмоция Лорки, освобожденная от обычного логического контроля, «армейцам» очень удалась. Вставные танцы замечательные, очень смешные. Мальчики-танцоры хороши, но им не хватает огня и пластики испанцев. Очевидно, что обедали они скорее пельменями, чем паэльей и сальчичоном. Carramba!! И все же служба актеров-курсантов проходит очень успешно, им стоит вынести благодарность за азарт и хорошую хореографическую подготовку.
       Брачные танцы, устроенные мамашей Белисы (Ольга Дзисько) и домоправительницей Перлимплина Маркольфой (Валентина Савельева), просто неподражаемы. Меркантильные резоны одной и филантропические — другой выдают всех родственников по самую макушку и напоминают библейское «самые большие враги — твои близкие».
       Маме в третьем ряду следовало закрыть сыну глаза ладонью. А в конце спектакля все-таки сильно хлопать ею о другую.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera