Сюжеты

РТУТЬ ПОДНИМАЕТСЯ, РЕЙТИНГ ПАДАЕТ

Этот материал вышел в № 38 от 01 Июня 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Летом зрителей становится меньше. И ТВ — загорает Лето — начало благословенной знойной оторопи не только для школьников и студентов, но и для телевидения. Не научившиеся измерять рейтинги программ по нашим дачным телеприемникам,...


Летом зрителей становится меньше. И ТВ — загорает
       
       Лето — начало благословенной знойной оторопи не только для школьников и студентов, но и для телевидения. Не научившиеся измерять рейтинги программ по нашим дачным телеприемникам, разбросанным по всевозможным Перелесьям и станциям Кукуево, социологи искренне полагают, что рейтинги телепрограмм летом резко падают.
       Поясню. Если я по какой-либо случайности попала в выборку «Гэллап медиа» или НИСПИ и во все три имеющихся в моем доме телевизора встроены хитрые приборчики «пиплметры», фиксирующие каждый мой скачок с канала на канал, то я это уже не я, а «срез населения». Но я, например, по роду работы глотаю ежедневно неперевариваемыми порциями новости, а такая же другая, в тех же летах, там же проживающая, теоретически с тем же уровнем зарплаты (кто нас проверит!) столь же активно глотает сериалы и «О, счастливчика!». Но для социологии она потеряна — не у нее же пиплметр стоит. Отныне не она, а я отражаю телепристрастия и создаю телевизионный рейтинг, от которого зависит интерес к любой программе рекламодателей, следовательно, и количество получаемых каналом денег. То, что я при первых же звуках рекламы выхожу из комнаты, пиплметр не интересует...
       Но — лето! И, заперев свою городскую квартиру и вместе с четвертым переносным телеприемничком отчалив на дачу, для телевизионной социологии я умираю. И отныне могу гонять мое старенькое черно-белое чудо с канала на канал, не опасаясь, случайно забыв выключить телевизор после того как дети досмотрели «Спокойной ночи, малыши!», нагнать рейтинг программе «Время». Свобода!
       Дачные, впрочем, как и офисные телеприемники наши социологические службы измерять пока не научились, следовательно, в рейтинговый расчет не берут. Просто фиксируют «традиционный летний спад зрительского интереса». Телевизионщики социологам столь же искренне верят и впадают в летнюю спячку с двухмесячным отпуском самых заметных программ и еще одним месяцем на отдых после отпуска. А всех, кто не внял давнему призыву «Не забудьте выключить телевизор!», ждут бесконечные повторы.
       Но затянувшееся рейтинговое телевступление пора закончить. Тем более что все вышеизложенное было простым примером. Никто меня на дачу не отпускал — сиди, работай! — в мой родной телевизор шпионских устройств не вживлял, и, смотря иные программы, что называется, по долгу службы, я не повышаю их рейтинговых и рекламно-денежных дивидендов. Впрочем, речь сегодня об ином.
       Примирившись с летним рейтинговым провалом, телевизионщики как-то незаметно подстроили свою жизнь под школьно-студенческое расписание. Новый год у них теперь начинается в сентябре–октябре, а отдых — в июне. Перенос торжественной церемонии вручения профессиональных призов «ТЭФИ» с мая на ноябрь законодательно закрепил существующее положение дел. Телегод отныне официально зафиксирован с осени до весны с перерывом на лето. А раз так, то сегодня, 1 июня, самое время подводить итоги уходящего сезона — чем год минувший нас порадовал?
       Оговорюсь сразу. Меньше всего хотелось бы писать о роли телевидения в двух прошедших за этот год выборах! Это, разумеется, телевизионное событие № 1, но о нем уже столько сказано и написано, и это имеет так мало общего с телевизионной сутью, что уже сегодня, пару месяцев спустя, все предпочитают от этом подвиге стыдливо забыть. Слова все возможные сказаны, и не от тех, кто их произнес, зависит, будут ли они услышаны. А что же нового, собственно, на ТВ?
       Сезон минувший был первым после провального послекризисного сезона 1998–1999 гг. В тот год было принято жаловаться на обвал рекламного рынка, предрекать отечественному ТВ медленную смерть и в лучшем случае рассуждать о малобюджетных формах и грядущем существовании по принципу «голь на выдумки хитра». Сезон 1999—2000 гг. в своих рекламно-финансовых показателях сравниться с предкризисными не мог, но и списывать беды на полный рекламный провал не получалось. Рекламный рынок медленно, но реанимировался, а телевидению настала пора демонстрировать те малобюджетные творения, о которых столько рассуждали годом ранее.
       Правильнее всего будет определить этот сезон как сезон сериалов. Дело, начатое «Ментами» в прошлом году, поднято на щит сразу несколькими каналами. Осознав, что родные отечественные сериалы — это не только те курицы, которые несут золотые рейтинговые яйца, но и главное оружие в деле контрпрограммирования, каналы наперебой бросились не просто ставить сериалы в сетку, а продюсировать, снимать и дезавуировать ими информационные бомбы конкурентов. И уже мало кто тратит усилий на один отдельно взятый, даже «убойный» сериал. Теперь каналы все больше разрабатывают собственную сериальную стратегию, а контрпрограммные игры стали любимым занятием их руководства.
       Первым, засучив рукава, за дело взялось НТВ. Правда, поначалу рукава оказались не собственные, а другой структуры — «Медиа-Моста». Телесеть «ТНТ» не стала почивать на лаврах невиданного успеха «Улиц разбитых фонарей», немедленно поставив на поток «Новые приключения ментов», «Агента национальный безопасности», «Охоту на Золушку», «Тайны следствия». Другие структуры холдинга — «НТВ-кино», «НТВ-профит» и «КиноМост» не отстали и укрепили сериальную линейку НТВ, отбирающую зрительскую аудиторию у программы «Время», целым потоком — «Днем рождения Буржуя», «Досье детектива Дубровского», «Бандитским Петербургом» и «Каменской». Всего за год «мостовские» структуры намерены произвести, а следовательно, и показать по НТВ 210 «часов премьерной продукции», проще говоря, 210 новых серий, а через два года этот показатель удвоить.
       Если в большинстве «мостовских» сериалов стреляют, избивают, убивают и объясняют это тем, что зритель сегодня хочет смотреть только детективы, то на РТР уверены, что зрителю сегодня нужны в первую очередь мелодрамы. Свою «Русскую серию» РТР создавало явно в расчете на то, чтобы забрать под свое безраздельное влияние большую часть женского населения страны, уставшую от мексиканско-бразильских страстей и российского мордобоя. Сделав ставку на незатейливость, узнаваемость сюжета и популярных актеров, РТР при всех огрехах малобюджетности получило фантастические рейтинги. Да, сценарии до неприличия наивные («8 Марта»). Да, хорошо начав, сюжет проседает в самый неподходящий момент, не оставляя «звездам» даже соломинки, за которую роль можно вытащить («Афинские вечера»). Да, снятые на видео сериалы РТР смотрятся куда хуже, чем, скажем, «Каменская». Но это видно профессионалу. Для зрительницы главное, что за пятьдесят минут на экране нет ни одного матюга и убийства, только любовь! И за это зрительницы готовы простить все профессиональные провалы и требовать продолжения!
       Похоже, новое руководство ВГТРК в лице Олега Добродеева (чей переход с НТВ в ВГТРК тоже стал знаковым событием уходящего телесезона) при всем акценте на реформирование новостных служб канала не упустило из внимания, что с этого сезона важнейшим из всех телеискусств для нас является именно сериал! И, совместив собственный, приобретенный на НТВ, опыт с ранее появившимися на РТР наработками, признало сериальное дело делом
       № 2 после новостей. Иначе во главе сериальной структуры РТР не появился бы такой профессионал, как Валерий Тодоровский, не только сделавший себе имя в кино, но и получивший хороший сериальный опыт в продюсировании сериала по книгам Марининой для НТВ.
       Прочие каналы вели свою сериальную работу не столь последовательно, как НТВ или РТР. ОРТ сделало ставку на небывалые рейтинги «Убойной силы» и на возвращение в вечерний прайм-тайм бразильского «мыла». ТВЦ, кроме покупных мини-сериалов, выдало в эфир журфаковский эпос «Будем знакомы» — много ожиданий, мало толку. МТВ сказало свое слово, и слово это звучало как «ФАКультет». Ясно, что все это только начало, и от сезона к сезону конкуренция будет только нарастать, а отечественное «мыло» отмоет все грехи нашего ТВ.
       Непосредственно телевизионных премьер за три четверти года оказалось раз-два и обчелся. На ОРТ привлек внимание своей нестандартностью «Процесс», в котором почти 90% успеха составляет необычная манера общения друг с другом ведущих. Все со времен старого советского «Времени» привыкли, что два ведущих в кадре просто по ролям читают один сценарий, и какая разница, кому какой кусок текста произносить. Словесная дуэль Гордона и Соловьева идет в кадре не на жизнь, а на смерть, и именно она, а не темы передач становится их истинной интригой.
       Анализ премьерных телесобытий сезона на перечислении двух-трех новинок мог бы и закончиться, если бы не одно технологическое «но». Технологический прорыв позволил НТВ не только выдать в эфир целую серию премьер, но и поднял качество уже существующих программ на новый уровень. Открытая в самом начале этого сезона в октябре, новая студия НТВ стала действительно прорывом. Она позволила обновить «Итоги», залпом выдать в эфир «Глас народа», «Двое», «Независимое расследование», «В нашу гавань заходили корабли».
       Можно спорить, хорошо это или плохо, когда множество программ выходят из одной и той же студии, не делает ли это их всех некими телевизионными близнецами. Но очевидно, что трансформирующаяся студия, ставшая единой декорацией для столь непохожих программ, не только создала творцам все условия для творчества, но и показала, что не все в этом телевизионном мире зависит от материально-технической составляющей. Нужна еще и суть. А если этой сути нет, то программа не доживет и до конца сезона, как это получилось с «Двое». На сколько процентов используют возможности этого детища главного дизайнера НТВ Семена Левина создатели других программ, это уже вопрос только к ним.
       Знаковым был интерес к разного рода документальным циклам и мемуарным программам. На рубеже веков вопрос «Как это было?» заботил телевизионщиков куда больше, чем «Как это будет?». Ностальгия, разливающаяся по всем комнатам «Старой квартиры» (АТВ-РТР), строгая мемуаристика «Реального кино» (РТР), «Документального детектива» (РТС-ОРТ) и «Как это было» («ВИД»-ОРТ), новый стиль исторических изысканий «Намедни» и «Новейшей истории» (НТВ) вкупе отдают дань уходящему тысячелетию. Предпочитая поменьше заглядывать в век новый.
       Заметно меньше стало число всевозможных игр, а качество выживших заметно выше уровня тех, что испустили свой шоу-дух. Может, натворившие в телемире множество бед кризис и обвал рекламного рынка сделали одно дело доброе — почистили авгиевы конюшни развлекательных программ? Шоу — дело весьма затратное, без больших и не всегда возвращающихся денежных вложений немыслимое. Нынче деньги в шоу вкладывают только наверняка и ставят или на проверенную лошадку типа «Поля чудес», или на потомство от породистого заграничного производителя («О, счастливчик!»). А «Гаражам» и «Отелям» места на этой улице нет.
       Сезон минувший продолжил и черное дело клонирования, начатое раздвоением «Времечка» и размножением судебных телепроцессов. В этот раз клонировались Пушкины с их женскими взглядами на женские истории, «убойно» раздвоились «Менты». Но, кажется, наметился некий прогресс и в деле антиклонирования. Во-первых, «Медиа-Мосту» на исходе сезона удалось таки подписать с «ментами» эксклюзивный контракт, закрыв им дорогу на ОТР. А во-вторых, «ВИДу» пришлось сменить название своей передачи «Ищу тебя» на «Жди меня» — журналистка Оксана Найчук, когда-то придумавшая название «Ищу тебя» и зарегистрировавшая его как товарный знак, сумела отстоять свои права в суде. Другая Оксана — Пушкина — в свое время не застолбила в том же «ВИДе» свои «Женские истории», и вот уже две Пушкиных — сама Оксана и Татьяна — гуляют по каналам рядом со своими собеседницами. Остается только развести руками: «Что клон грядущий нам готовит?!»
       Кроме клонирования, от сезона к сезону на ТВ все более приживается кочевая практика программ, изготавливаемых независимыми производителями. Только в этом сезоне Берман и Жандарев со своей кинопрограммой перешли с РТР на НТВ, их путь повторило и «Сов. секретно», Шепотинник с «Кинескопом» перебрался с ТВ-6 на РТР, «Пресс-клуб» перебазировался с ТВЦ на РТР, «Момент истины», напротив, прижился на ТВЦ, «Круглая дата» ушла с НТВ на РТР, а «Сто к одному» за последние годы побывали почти на всех каналах.
       Независимые вещатели и производители на то и независимые, чтобы стараться выбрать лучшее. Но когда уходят программы знаковые, долгие годы бывшие лицом канала, тут уже есть о чем задуматься. Больше двух десятков лет выходившая на первом канале «Что? Где? Когда?» зимнюю серию игр провела на НТВ, а летней серии игр — впервые за все время существования программы — не будет вообще! А это уже не частное дело производителя и вещателей. Это больше похоже на разбазаривание «золотого запаса» нашего ТВ. Но это тема для отдельного разговора.
       По новым условиям, на конкурс «Тэфи-2000» принимаются работы, прошедшие в эфире до вчерашнего дня, до 31 мая. Что из виденного нами за этот год сочтут лучшим профессионалы, мы сможем узнать только через несколько месяцев — торжественная церемония намечена на ноябрь. Дай Бог, мы не все забудем за эти полгода. А забудем, так бесконечные летние повторы напомнят.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera