Сюжеты

«АЛЬФА-СЧЕТЧИК» ПОМОГАЕТ ЭКОНОМИИ

Этот материал вышел в № 41 от 15 Июня 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Начальник локомотивного депо Сольвычегодска Виктор Чекед не мог скрыть свою досаду: «Бьемся за выполнение отраслевой программы ресурсосбережения, а наш партнер — энергетики — делают вид, что их это совершенно не касается. Вот посмотрите,...


       
       Начальник локомотивного депо Сольвычегодска Виктор Чекед не мог скрыть свою досаду: «Бьемся за выполнение отраслевой программы ресурсосбережения, а наш партнер — энергетики — делают вид, что их это совершенно не касается. Вот посмотрите, даже на станции реостатных испытаний тепловозов мы стараемся экономить электричество. Не берем из сети, а наоборот, подаем в нее. И счетчики это четко фиксируют, да что толку. Энергетическая компания ни в какую не признает этот очевидный факт».
       Раньше, чтобы полностью нагрузить дизель-генераторную установку локомотива, вышедшего из деповского ремонта, использовали водяные реостаты. Сутки напролет работал дизель на всех режимах, крутил электрический генератор, выходные клеммы которого были подключены не к моторам, вращающим колеса, а к пластинам реостата. Вода кипела, и, образно говоря, драгоценные киловатты уносились ветерком в синее небо...
       Альтернативы такому методу испытаний долгое время не было, как не было и особой нужды в экономии топливно-энергетических ресурсов. Высокий уровень грузоперевозок с лихвой компенсировал все затраты.
       Но как только начались рыночные преобразования и пришедшееся на этот период резкое падение промышленного производства, железнодорожный транспорт сразу почувствовал трудности на себе. В отрасли было принято несколько долгосрочных программ, одной из которых стало широкое внедрение ресурсосберегающих технологий. Благодаря этому на сети дорог начались повсеместное применение новых высоких технологий, переход на интеллектуальную технику, способную существенно сэкономить материальные ресурсы. Уже начало такой работы доказало ее высокую экономическую эффективность. Принятые меры существенно снизили эксплуатационные расходы, что позволило оздоровить, а по сути — сохранить отрасль. И как сказал на международной конференции по транспорту и логистике генеральный директор Таганрогского морского торгового порта Виктор Морозов, он глубоко уважает мудрость и государственный подход министра путей сообщения Аксененко, сумевшего, подобно опытному капитану, провести корабль мимо всех рифов и напастей...
       Железные дороги потребляют большое количество электроэнергии. Она расходуется и на тягу поездов, и на работу ремонтных подразделений. Поэтому нужен был точный учет и контроль за ее потреблением. Это стало возможным только благодаря применению особых приборов — счетчиков электроэнергии семейства «Альфа».
       В просторном цехе московского предприятия АББ ВЭИ «Метроника» на стендах готовой продукции я увидел небольшие картонные коробки с новыми счетчиками. Надписи на них свидетельствовали, что аппараты были приготовлены к отправке на Южно-Уральскую магистраль. Кстати, тысячи таких приборов третьего тысячелетия уже включены в электрические сети на многих дорогах. И отзывы об их работе превосходны. Заместитель руководителя департамента электрификации и электроснабжения МПС Александр Василянский сказал, что, несмотря на высокую стоимость, новые счетчики окупаются уже в течение двух с половиной месяцев. А если учесть, что гарантийный срок службы этих счетчиков составляет двадцать лет, то выгода от их применения очевидна.
       Новые счетчики представляют собою измерительные приборы нового поколения. Они не только отсчитывают потребленные киловатт-часы электроэнергии, но и запоминают множество факторов: в какое время был максимальный пик потребления, были ли сбои в подаче энергии и т.д. Это представляет особую значимость, поскольку крупные потребители энергии (а железные дороги являются одним из них) слишком хорошо знают, что такое качество энергии. Рынок предполагает новые принципы учета использованной энергии, многотарифную оплату за пользование в разное время суток. А это невозможно без таких приборов, как «альфа-счетчики».
       О качестве потребленной энергии мы не случайно завели речь. В одной из командировок мы познакомились с заведующим кафедрой электроснабжения Дальневосточного университета путей сообщения Борисом Дынькиным. Борис Евгеньевич рассказал о том, что силами ученых вуза создается уникальная лаборатория, точнее — испытательная станция по проверке качества электроэнергии. Единственная, кстати, на Дальнем Востоке и четвертая в России. С ее введением в строй энергетикам уже труднее придется выдерживать все параметры тока, что, несомненно, должно повысить ответственность энергетиков. Конечно, сами счетчики семейства «Альфа» ничего не экономят, но они позволяют достигать высокой точности в определении количества и качества потребленной энергии. И если при использовании обычных индукционных приборов погрешности могут достигать нескольких процентов, то для крупного предприятия, а таковым является почти каждое на железной дороге, это выливается в громадную сумму платы «за ошибку».
       Кстати, такие счетчики стоят и в локомотивном депо Сольвычегодска, с которого начался это рассказ. Хочется верить, что немного времени пройдет до той поры, когда энергетики будут действовать цивилизованно, в рамках подлинно рыночной экономики и прекратят свой диктат в виде взвинчивания отпускных цен на электроэнергию и веерное отключение потребителей.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera