Сюжеты

КОЛЕСА СТУЧАТЬ НЕ БУДУТ

Этот материал вышел в № 42 от 19 Июня 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Одну из своих целей визита в Испанию президент не афишировал Почему во время официального визита в Испанию у президента Путина были грустные глаза? Переживал за Гусинского? Или потому, что никак не мог дозвониться до Устинова? Отнюдь....


Одну из своих целей визита в Испанию президент не афишировал
       
       Почему во время официального визита в Испанию у президента Путина были грустные глаза? Переживал за Гусинского? Или потому, что никак не мог дозвониться до Устинова? Отнюдь. Господин президент переживал из-за того, что не получился затяжной роман с Испанией. Оказались испанцы поумнее, чем рассчитывали некоторые друзья и земляки Владимира Владимировича, чьи интересы он лоббировал в Мадриде.
       А дело вот в чем.

       
       Дороги, которые мы выбираем
       Помните, шесть лет назад появилась эдакая контора под названием АООТ «Высокоскоростные магистрали» (ВСМ). Эти самые ВСМ брались осуществить очередной проект века — построить новую суперскоростную железную дорогу, соединяющую Москву и Питер.
       Частное акционерное общество «Высокоскоростные магистрали» в период 1993 — 1997 годов стало любимым детищем Кремля, напоминавшим историю с поворотом российских рек. Этим самым «Магистралям» выделялись огромные деньги из бюджета, для них брались гигантские кредиты на Западе, причем страховались эти деньги правительственными облигациями. Но за пять лет никакой скоростной железной дороги не было построено, и от миллиардного проекта осталось только начатое строительство железнодорожного вокзала в Питере.
       А где же деньги? А там же, где и высокоскоростная магистраль. В... Оказались эти ВСМ обычной авантюрой, послужившей для пополнения из государственного бюджета карманов некоторых предприимчивых россиян. Бывает, нам не привыкать.
       Но каким же образом артистам из «Высокоскоростных магистралей» удалось так лихо «замылить» глаза и Ельцину, и Черномырдину, и контролирующим органам? А тут все просто и сделано чисто по-российски — как говорится, коррупция в самом ее примитивном понимании. Дело в том, что генеральным директором АООТ «ВСМ» являлся не кто иной, как тогдашний первый вице-премьер правительства и правая рука Черномырдина — Алексей Алексеевич Большаков. Вот он-то и занимался финансированием и лоббированием своего детища — ВСМ. И, по информации тогдашнего сотрудника службы безопасности президента Валерия Стрелецкого, «...никто и пальцем не мог дотронуться до «Магистралей».
       От Большакова зависело слишком многое в этой жизни. Он контролировал деятельность ВСМ и их дочерних структур. Он лично принимал решения по всем стратегическим вопросам, отдавал приказания... В финансовых документах «Магистралей» за 1995 год Большаков фигурировал в качестве не вице-премьера, а заместителя председателя правления «Высокоскоростных магистралей», что являлось грубым нарушением закона».
       Прошло почти четыре года с того момента, как Большаков лишился поста первого вице-премьера, а «Высокоскоростные магистрали» почили в бозе, лишив бюджет очередных миллиардов. Вроде бы на том можно поставить точку в истории очередной правительственно-частной авантюры? Нет. Продолжение следует.
       
       А что у вас, ребята, в рюкзаках?
       Оказывается, на прошлой неделе Путин привез в Мадрид не только общие фразы о мире и взаимопонимании, но и весьма конкретное предложение, которое даже было облечено в форму проекта. Он назывался (не падайте в обморок!) «Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о совместном создании на территории Российской Федерации высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва».
       Этот проект имеется в распоряжении редакции и представляет из себя уникальный документ, из которого ясно видно, что Кремль решил реанимировать большаковскую авантюру и притом пытается продолжить финансировать частные (читай — большаковские) «Высокоскоростные магистрали» теперь уже за счет не только российского бюджета, но и денег Королевства Испании. Неплохой размах. «Магистральщикам» уже, наверное, снилось, что в их карманах будут звенеть испанские песеты. Ну и все прочее, что к ним прилагается, — коррида, огненные испанки, дворцы в Торревьеха и прочие радости жизни.
       Но не вышло. Испанцы наотрез отказались подписывать путинский проект соглашения. Дотошные испанцы выяснили, что, кроме финансовой пропасти, при подписании соглашения о ВСМ их ждет еще и пропасть экологическая. Ведь при строительстве «Магистралей» придется вырубить заповедники, полностью нарушив экосистему природоохранных зон. А этого не простят ни «зеленые», ни обычные жители планеты. Так что, испугавшись исчезновения своих финансов и гибели лесов, правительство Королевства Испании наотрез отказалось подписывать этот сюрприз от Большакова.
       Многие могут попрекнуть меня — зачем все это написал, ведь испанцы «прокатили» проект строительства «Магистрали». Значит, это дело прошлого и о ВСМ можно забыть окончательно. Увы... Президент планирует и впредь путешествовать по западным державам, вероятно, предлагая везде этот проект. Администрации президента останется только изменять в проекте соглашения название очередной страны. Есть большие опасения того, что кто-то из коллег Владимира Владимировича окажется не столь дальновидным, как король Испании, и сгоряча подпишет документ. И тогда... Тогда вновь озолотятся сотни коррумпированных чиновников: десятки бизнесменов от железнодорожного транспорта будут потирать нечистые руки, а извечно пустой российский бюджет, как всегда, прикроет собой очередную крупномасштабную аферу. Может, хватит суперпроектов, господа хорошие?
       
       P.S.
       Я получил копию проекта соглашения о строительстве «Высокоскоростных магистралей» за несколько дней до подписания номера в одной из европейских стран, находящейся неподалеку от Испании. Естественно, все мои переговоры велись по мобильному телефону, зарегистрированному в России, то есть практически через Москву. И, вероятно, как результат этого в иностранном аэропорту ко мне подошли два человека и на отличном русском языке, влегкую приправленном матерными выражениями, попросили меня не публиковать ничего по проекту испанско-российского соглашения о «Магистралях».
       Я не знаю, из какого ведомства была эта парочка, но думаю, что они занимаются явно не своим делом. Может, лучше ловить шпионов и заниматься контрразведкой, чем оказывать давление на журналиста, действующего строго по Закону о средствах массовой информации?

       

 

 


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera